Транспортный налог в НК РФ: основные положения
Транспортный налог в НК РФ является важной составной частью всей налоговой системы страны, занимая свое важное место в ней. Как для рядовых граждан, так и для автовладельцев в нем есть свои сложные и неоднозначные моменты, которые требуют особого внимания и рассмотрения. По этим причинам не лишним будет разобраться в основных положениях главы, связанной с налогом.
Принятие Налогового кодекса РФ и введение транспортного налога
Грамотно выстроенная и четко работающая налоговая система страны является гарантией ее спокойного существования и экономической стабильности. Для этого необходимо обеспечить введение и поддержание актуального нормативного акта, регулирующего данную область. В России эту функцию выполняет налоговый кодекс.
Он был принят и одобрен Федеральным Собранием в 1998 (Первая часть) и 2000 (Вторая часть) годах. Целью Налогового кодекса РФ стало обеспечение юридической основы для деятельности налоговых органов, а также обеспечение четкой работы налоговой системы страны.
Транспортный налог вводится и регулируется главой 28 НК РФ. В ней описаны общие положения, конкретизируются субъект и объект права в данной области, а также приводятся все необходимые для грамотного применения права детали.
Область регулирования
Транспортный налог в НК РФ регулирует отношения между государством и автовладельцами в области владения и распоряжения транспортными средствами. Взимается он в качестве компенсации за нанесение вреда окружающей среде в процессе использования машины, а также для амортизации расходов на ремонт дорожного полотна, которое изнашивается в ходе использования.
Согласно Налоговому кодексу, транспортным налогом облагаются все виды транспорта, официально зарегистрированные в установленном законодательством порядке. Владельцами и, соответственно, налогоплательщиками могут быть как физические, так и юридические лица.
Однако для взимания транспортного налога в НК указаны и транспортные средства, которые не являются объектами налогообложения. Они перечислены в ст. 358 НК РФ и включают в себя различные виды транспорта, от легковых автомобилей, оборудованных для использования инвалидами, до самолетов и вертолетов медицинских служб.
Ставки налога и сроки оплаты
Транспортный налог в НК РФ не указан четкой фиксированной суммой. Она зависит от многих факторов:
- ставки налога в том или ином регионе;
- мощности двигателя;
- срока владения в течение календарного года;
- стоимости транспортного средства и др.
Важно отметить, что федеральные власти устанавливают средние ставки. Правительство субъектов федерации имеет право увеличивать или уменьшать ставки по транспортному налогу (но не более чем в 10 раз).
Выплаты по транспортному налогу должны быть произведены ежегодно до 1 декабря.
Налоговые льготы
Также по транспортному налогу в НК РФ предусмотрены и различные льготы. Преимущественно они подразумевают выделение льготных категорий населения и наделение их правом претендовать на сокращение или полное снятие с них налога за транспортное средство.
В некоторых регионах на сокращение суммы налога в 50 % имеют право претендовать пенсионеры по старости и ветераны труда. На полное списание суммы налога может рассчитывать большее количество категорий населения, но, возможно, не такие многочисленные.
К этим категориям граждан принадлежат:
- инвалиды 1-й и 2-й групп;
- ветераны ВОВ;
- Герои СССР и России;
- участники боевых действий;
- граждане, пострадавшие от лучевой болезни (в том числе ликвидаторы ЧАЭС);
- многодетные родители.
Для оформления льготы необходимо обратиться в территориальное налоговое отделение и предоставить заявление с документами, подтверждающими право на получение льготного налогообложения.
Проблемы и трудности
Одним из основных слабых мест действующего законодательства считается регулирование транспортного налога НК РФ в отношении сезонных транспортных средств. Так, например, владельцы мотоциклов и снегоходов считают, что законодательные нормы требуют пересмотра.
Недовольство вызвано тем, что налог на такие транспортные средства приходится выплачивать наравне со всеми круглый год, хотя используются они меньше половины из этого времени. Таким образом, они наносят гораздо меньше вреда окружающей среде и в меньшей степени влияют на износ дорожного полотна.
Данный вопрос находится на рассмотрении у Правительства РФ.