Государственная программа: что это, порядок разработки, утверждение и контроль реализации

Государственные программы играют ключевую роль в реализации стратегических целей развития страны. Давайте разберемся, что это такое и как они работают на благо общества.

Понятие и роль государственных программ

Государственная программа Российской Федерации (далее - госпрограмма) - это документ стратегического планирования, содержащий комплекс взаимоувязанных по ресурсам, исполнителям и срокам мероприятий, направленных на достижение целей государственной политики.

Таким образом, государственная программа это инструмент решения ключевых задач социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности путем концентрации ресурсов на приоритетных направлениях.

Государственные программы разрабатываются исходя из стратегии социально-экономического развития РФ, отраслевых документов стратегического планирования РФ и основных направлений деятельности Правительства РФ.

Госпрограммы занимают центральное место в системе стратегического планирования. Они конкретизируют стратегические цели и обеспечивают их достижение за счет выполнения комплексных планов действий.

Основные преимущества государственных программ:

  • Концентрация ресурсов на приоритетах.
  • Комплексный характер решения проблем.
  • Возможность оценки результативности.
  • Прямая увязка целей и бюджетных ассигнований.

Порядок разработки и утверждения

Государственная программа это результат работы органов государственной власти. Госпрограммы разрабатывают федеральные органы исполнительной власти, определенные Правительством РФ в качестве ответственных исполнителей.

Согласно БК РФ, Статья 179, госпрограммы разрабатываются как правило на 3-6 лет в соответствии с бюджетным циклом. Перечень госпрограмм формируется Правительством РФ исходя из приоритетов социально-экономического развития.

Государственные программы утверждаются Правительством РФ в соответствии с бюджетным законодательством. После утверждения госпрограммы становятся основой для формирования федерального бюджета.

Разработка проекта госпрограммы Ответственный исполнитель
Согласование с заинтересованными органами Ответственный исполнитель
Утверждение госпрограммы Правительство РФ

Таким образом процесс разработки и утверждения госпрограмм обеспечивает учет интересов всех участников.

Светлый офис для разработки программ

Структура и содержание государственной программы

Государственная программа включает следующие обязательные разделы:

  1. Цели, задачи и показатели программы.
  2. Ресурсное обеспечение программы.
  3. Перечень подпрограмм программы.

Кроме того, программа может включать разделы:

  • Обоснование выделения подпрограмм.
  • Методика оценки эффективности.
  • Риски реализации программы.

Важнейшим элементом госпрограммы является система показателей, характеризующих прогресс в достижении целей на всех уровнях - от госпрограммы в целом до отдельных мероприятий.

Таким образом, госпрограмма содержит вся необходимую информацию для управления ее реализацией и оценки результативности.

Мониторинг и контроль реализации

Реализация государственных программ находится под пристальным вниманием органов государственной власти. Ежегодно ответственные исполнители готовят отчеты, содержащие:

  • Данные о достижении целевых показателей.
  • Анализ фактических и плановых объемов финансирования.
  • Предложения по корректировке программы.

На основе отчетов проводится оценка эффективности госпрограмм по утвержденным критериям и методикам. При необходимости в госпрограммы вносятся изменения.

Государственные программы как инструмент поддержки

Помимо общих госпрограмм, существуют специальные программы государственной поддержки, направленные на развитие отдельных секторов экономики или социальных групп.

Например, в рамках нацпроекта "Малое и среднее предпринимательство" действует программа льготного кредитования бизнеса, а программа "Земский учитель" предусматривает меры поддержки для привлечения педагогов в сельские школы.

Анализ государственных программ Российской Федерации

В настоящее время действует 49 госпрограмм Российской Федерации, охватывающих практически все сферы социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности.

Ключевыми являются следующие федеральные госпрограммы:

  • "Развитие здравоохранения".
  • "Развитие образования".
  • "Экономическое развитие и инновационная экономика".

Оптимизация перечня госпрограмм проводится регулярно с учетом приоритетов госполитики и результатов оценки эффективности действующих программ.

Региональные государственные программы

Государственные программы разрабатываются и реализуются не только на федеральном, но и на региональном уровне в субъектах Российской Федерации.

Региональные госпрограммы определяют меры по развитию территории в рамках полномочий органов государственной власти субъекта РФ.

Лучшие практики реализации региональных госпрограмм

Наибольшего прогресса в разработке и исполнении государственных программ добились следующие регионы:

  • Москва.
  • Санкт-Петербург.
  • Татарстан.
  • Башкортостан.

Данные регионы отличает комплексный характер госпрограмм, охватывающих все ключевые сферы развития, а также высокая результативность их исполнения.

Рекомендации регионам по совершенствованию госпрограмм

Для повышения эффективности государственных программ субъектов РФ рекомендуется:

  1. Увязка целей и задач госпрограмм с показателями их реализации.
  2. Проведение регулярной оценки результативности с корректировкой программ.
  3. Цифровизация процессов управления госпрограммами.
Комитет держит госпрограмму

Перспективы развития института госпрограмм в РФ

Дальнейшее развитие системы государственных программ в России связано с решением следующих задач:

  • Совершенствование нормативно-правовой базы госпрограмм.
  • Повышение качества разработки и исполнения госпрограмм.
  • Развитие механизмов общественного контроля.

Совершенствование нормативно-правовой базы госпрограмм

Для повышения эффективности государственных программ необходимо внести изменения в следующие нормативные правовые акты:

  1. Бюджетный кодекс РФ в части бюджетирования, ориентированного на результат.
  2. Постановление Правительства о разработке госпрограмм в части ужесточения требований к целеполаганию и увязке показателей с ресурсным обеспечением.

Кроме того, необходимо разработать типовые регламенты разработки и реализации госпрограмм для федеральных органов исполнительной власти и высших органов исполнительной власти субъектов РФ.

Повышение качества разработки государственных программ

Для повышения качества разработки госпрограмм целесообразно:

  • Проводить предварительный анализ и моделирование решения проблемы.
  • Устанавливать количественные целевые показатели и методики их расчета.
  • Обеспечить прозрачность и участие заинтересованных сторон на этапе разработки.

Меры по повышению эффективности исполнения госпрограмм

Эффективность исполнения государственных программ можно повысить за счет:

  1. Регулярного мониторинга результатов и оперативного внесения изменений.
  2. Цифровизации процессов сбора данных и анализа показателей.
  3. Ужесточения ответственности по результатам независимого аудита госпрограмм.

Для повышения прозрачности и подотчетности реализации госпрограмм необходимо: расширить перечень обязательных показателей для публикации, создать единые публичные реестры госпрограмм и отчетности о ходе реализации, привлекать экспертное и профессиональное сообщество к оценке госпрограмм.