РСА: типовые схемы ДТП. Правила составления и применения. Российский союз автостраховщиков

Аварии на дорогах — распространенное явление. К счастью, большинство таких происшествий обходится без жертв. Но даже незначительные повреждения автомобилей могут стать проблемой. Ежедневно многие автолюбители и профессионалы становятся участниками ДТП. Как получить компенсацию в таких случаях? Все решает правильное оформление ДТП. Узнайте, как сделать это быстро и без лишних сложностей!

1. Что такое типовые схемы ДТП и зачем они нужны

Типовые схемы ДТП - это заранее разработанные варианты графического изображения типичных дорожно-транспортных происшествий. Они позволяют упростить процесс документирования аварии для получения страховой выплаты.

Типовые схемы ДТП были введены Российским Союзом Автостраховщиков (РСА) совместно с ГИБДД. Цель их применения - ускорить процедуру оформления ДТП и сделать ее более понятной для участников и страховых компаний.

Главными преимуществами использования типовых схем ДТП являются:
  • Экономия времени при заполнении документов
  • Минимизация ошибок в схеме благодаря готовому шаблону
  • Быстрота получения страховых выплат

Типовые схемы ДТП применяются при оформлении аварий по европротоколу, то есть без вызова инспекторов ГИБДД. Это возможно лишь при определенных условиях.

2. Условия применения типовых схем ДТП

Согласно законодательству, оформление ДТП по европротоколу допустимо только при одновременном соблюдении нескольких условий:

  1. В аварии участвуют только два транспортных средства;
  2. Оба водителя имеют действующий полис ОСАГО;
  3. Водители не имеют разногласий по обстоятельствам происшествия;
  4. Нет пострадавших.

При этом максимальная сумма возмещения ограничена 100 000 рублей на каждого участника. Этот лимит можно увеличить до 400 000 рублей, если оформить электронное извещение о ДТП через мобильное приложение РСА.

Во всех остальных случаях требуется обязательный вызов инспекторов ГИБДД для задокументирования происшествия и определения виновника.

3. Порядок заполнения бланка извещения о ДТП

Для оформления ДТП по европротоколу используется специальный бланк извещения. Его можно получить в своей страховой компании при оформлении полиса ОСАГО или скачать на сайте РСА. Порядок заполнения такого бланка включает несколько этапов:

  1. Заполнение лицевой стороны с указанием даты, места, участников, повреждений и других обстоятельств ДТП;
  2. Составление подробной схемы происшествия;
  3. Дополнение оборотной стороны версиями участников о случившемся;
  4. Подписание бланка обоими водителями.

Документ должен заполняться разборчиво без помарок и исправлений. Важно точно и подробно отразить обстоятельства ДТП, изобразить на схеме дорожную ситуацию, место столкновения, положение автомобилей.

Небольшие правки и дополнения к уже заполненному бланку можно вносить, если они будут заверены подписями обоих участников ДТП.

4. Принципы составления схемы ДТП

Схема ДТП является важнейшим элементом оформления аварии по европротоколу. Типовые схемы ДТП упрощают ее создание, однако в любом случае нужно придерживаться определенных принципов:

  • Точное обозначение места происшествия, дорожной разметки, знаков, светофоров;
  • Масштабное изображение участвующих транспортных средств;
  • Указание их положения до и после столкновения;
  • Отражение траектории движения и места первого контакта.

В схему также рекомендуется добавлять данные о видимых повреждениях автомобилей и имеющихся следах торможения на проезжей части.

5. Типичные ошибки при составлении схем ДТП

Несмотря на наличие типовых схем ДТП, составленных Российским Союзом Автостраховщиков, в реальных условиях у водителей часто возникают сложности. К распространенным ошибкам при оформлении относятся:

  1. Неверный масштаб изображения объектов;
  2. Отсутствие важных элементов дорожной обстановки;
  3. Использование условных обозначений, непонятных страховщикам;
  4. Противоречия между схемой и фактической ситуацией.

Такие ошибки могут стать причиной отказа в выплате или затягивания сроков урегулирования убытков. Поэтому стоит максимально ответственно подойти к составлению схемы или выбрать максимально похожий вариант из типовых схем ДТП от РСА.

Вид снизу вверх на открытую дверь автомобиля и бланк ДТП, лежащий на капоте в солнечный день.

6. Особенности оформления ДТП по европротоколу

Европротокол подразумевает упрощенный порядок оформления ДТП без участия сотрудников ГИБДД. Это позволяет существенно сэкономить время на месте происшествия. Однако есть и нюансы:

  • Максимальное возмещение до 100 или 400 тыс. рублей;
  • Необходимость заполнения электронного извещения через мобильное приложение РСА для увеличения лимита;
  • Доступность оформления через приложение не во всех регионах России.

Поэтому перед началом процедуры стоит уточнить условия для конкретного случая, чтобы избежать неприятных последствий в виде отказа в выплате.

7. Возможные спорные ситуации при оформлении ДТП

При оформлении ДТП по европротоколу со ссылкой на типовые схемы ДТП возможно возникновение спорных ситуаций и разногласий между участниками:

  • Отказ одного из водителей от подписания документов;
  • Несогласие относительно обстоятельств и виновника аварии;
  • Оспаривание составленной схемы ДТП.

В таких случаях оформление происшествия возможно только с участием инспекторов ГИБДД. Но даже после этого схему можно обжаловать в суде, предоставив фото-, видеоматериалы, показания очевидцев.

8. Готовые типовые схемы ДТП от РСА

Для упрощения процедуры оформления ДТП Российский Союз Автостраховщиков разработал специальные типовые схемы типичных ситуаций на дорогах:

  • Столкновение транспортных средств в одном или разных направлениях;
  • Наезд одного автомобиля на другой сзади;
  • Маневрирование задним ходом с последующим ударом.

Такие схемы можно скачать на официальном сайте РСА и использовать в качестве основы для оформления реального ДТП.

9. Рекомендации по применению типовых схем

Чтобы максимально эффективно воспользоваться типовыми схемами ДТП при оформлении аварии, рекомендуется:

  1. Внимательно изучить все доступные варианты схем и выбрать наиболее подходящую;
  2. При необходимости адаптировать схему под конкретную ситуацию;
  3. Дополнить схему деталями, важными для данного случая.

Кроме того, можно комбинировать фрагменты из разных типовых схем, чтобы наиболее точно отразить картину произошедшего ДТП.

10. Проблемные аспекты применения типовых схем

Несмотря на широкий выбор типовых схем ДТП, на практике не всегда удается подобрать или скомбинировать полностью соответствующий реальной ситуации вариант. Это может быть связано с:

  • Сложной дорожной обстановкой в месте ДТП;
  • Нетипичными маневрами одного из участников;
  • Неправильными действиями водителей после столкновения.

В таких случаях стоит максимально подробно отразить детали происшествия в схеме и приложить фото-, видеоматериалы к извещению.

Рабочий стол с ноутбуком, на экране которого схема оформления дтп. Мягкое утреннее освещение.

11. Прецеденты применения типовых схем ДТП

Судебная практика показывает, что типовые схемы ДТП нередко выступают в качестве важного доказательства при разбирательстве спорных ситуаций в ДТП. В то же время формальный подход к их применению иногда приводит к отказу в выплате из-за:

  • Неполного соответствия типовой схемы реальной обстановке;
  • Упущения важных деталей конкретного ДТП;
  • Некорректного определения степени вины участников.

Поэтому важно не только выбрать подходящий вариант схемы, но и адаптировать его с учетом нюансов произошедшего ДТП.

12. Перспективы совершенствования типовых схем

Несмотря на широкое применение, типовые схемы ДТП до сих пор имеют потенциал для улучшения. В частности, эксперты и участники рынка предлагают:

  • Расширить библиотеку типовых схем ДТП;
  • Автоматизировать процессы их составления и анализа с применением IT;
  • Использовать технологии дополненной реальности для визуализации ДТП.

Реализация этих идей позволит вывести процесс оформления аварий на более высокий технологический уровень.

13. Когда применяются типовые схемы ДТП

Типовые схемы ДТП используются в типичных ситуациях оформления аварий без участия инспекторов ГИБДД, то есть при соблюдении всех необходимых условий для этого. К таким условиям относятся:

  • Участие только 2 транспортных средств в ДТП;
  • Наличие полисов ОСАГО у обоих водителей;
  • Отсутствие пострадавших;
  • Согласие участников по обстоятельствам происшествия.

При несоблюдении любого из этих пунктов потребуется официальное оформление ДТП с вызовом инспекторов.

14. Где взять типовую схему для оформления ДТП

Чтобы оформить ДТП по европротоколу на основе типовой схемы, ее нужно где-то получить. Существует несколько вариантов:

  1. Взять чистый бланк извещения о ДТП в своей страховой компании при заключении договора ОСАГО;
  2. Скачать образец бланка на сайте РСА;
  3. Загрузить уже разработанные РСА типовые схемы ДТП для типичных ситуаций.

Таким образом, получить необходимую схему для оперативного оформления происшествия не составит труда. Главное - иметь при себе на случай непредвиденных ситуаций на дороге.

15. Рекомендации по выбору типовой схемы ДТП

Чтобы выбрать оптимальный вариант типовой схемы ДТП из доступных, рекомендуется:

  1. Внимательно изучить обстоятельства реального происшествия, детали обстановки;
  2. Определить типовые элементы ситуации (направления движения, маневры ТС и т.д.);
  3. Найти максимально похожую типовую схему в каталоге РСА;
  4. При необходимости скомбинировать фрагменты из разных схем.

Главным критерием является именно схожесть основных обстоятельств ДТП, что позволит облегчить последующее оформление.

16. Особенности адаптации типовой схемы ДТП

Даже при тщательном подборе типовая схема ДТП не всегда точно соответствует реальной ситуации. В таких случаях ее необходимо адаптировать с учетом нюансов происшествия. Это может включать:

  • Корректировку направлений движения ТС;
  • Добавление или удаление объектов обстановки;
  • Изменение местоположения автомобилей после удара;
  • Отражение специфических маневров участников.

Главное при этом сохранить общую логику и структуру схемы для удобства последующего анализа ДТП страховщиками.

17. Возможные проблемы при заполнении схем ДТП

Несмотря на наличие типовых схем ДТП от РСА, на практике у водителей нередко возникают трудности при их заполнении. К типичным проблемам относятся:

  1. Отсутствие подробных знаний ПДД для корректного отражения ситуации;
  2. Сложная, запутанная дорожная обстановка в месте аварии;
  3. Технические погрешности (ошибки в масштабе, размещении объектов).

Чтобы их избежать, следует максимально сконцентрироваться, отразить все нюансы ДТП и при возможности проверить правильность схемы.