Гос. кредит - это... Определение и виды гос. кредита
Гос. кредит – это экономические отношения, возникающие между органами управления, власти от лица государства и физическими, юридическими лицами. В данном случае государство является заемщиком, гарантом или кредитором. Целесообразным будет более подробно разобрать названную категорию, отметить ее основные функции, принципы и виды.
Понятие гос. кредита
Под государственным кредитом необходимо понимать форму существования публичных финансовых средств вместе с внебюджетными фондами государства и бюджетами. Стоит отметить, что она включена в число основных методик привлечения дополнительных денег и увеличения финансовой состоятельности государства.
Существование государственного кредитования сегодня – это явление достаточно закономерное. Почему? Дело в том, что кредитное перекрытие государственных расходов в первую очередь обусловлено вполне объективным противоречием, которое почти всегда возникает между ограниченными возможностями государства в плане бюджетных средств и действием правила неуклонного повышения потребностей современного общества. Так как социальные и экономические функции в условиях рыночного типа экономики расширяются, расходы возрастают. Это неизбежно. Таким образом, гос. кредит – это действенный инструмент для привлечения дополнительных денежных ресурсов в экономику страны.
Экономическая и правовая категория
Государственный кредит можно охарактеризовать как с экономической, так и с правовой точки зрения. В качестве экономической категории гос. кредит – это система финансовых отношений, которые возникают по причине того, что государство на добровольной основе привлекает те средства физических и юридических лиц, в которых временно нет необходимости для них.
С правовой точки зрения государственный кредит следует рассматривать как самостоятельно развивающийся институт денежного права. Это комплекс финансово-правовых нормативов, регулирующих отношения в обществе, которые складываются при привлечении денег от людей и ЮЛ. Особую роль здесь играют такие факторы, как возвратность, добровольность, возмездность и срочность. Основными целями государства в данном случае являются покрытие дефицита бюджета, регулирование обращения денег, а также предоставление денег в кредит иностранным государствам или других субъектам права на международном уровне.
Функционал
Далее целесообразно изучить достаточно широкий перечень функций гос. кредита. Важно знать, что речь идет о совмещении кредитных и финансовых функций. Будучи элементом финансовой системы, гос. кредит реализует следующие функции:
- Распределительная. Это перераспределение части воссозданной стоимости при соблюдении определенных принципов гос. кредита: платности, срочности, возвратности.
- Регулирующая. Данная функция проявляется во влиянии государственных органов власти через вступление в кредитные отношения на конкретные пропорции общеэкономического типа: уровень ставки процента, состояние денежной массы и другие.
- Контрольная. Речь идет о контроле и учете целевого и предельно рационального применения денег, которые привлекаются и выделяются государством.
Принцип добровольности
Гос. кредит – это категория, которой присущи определенные принципы. Рассмотрим их более подробно. Принцип добровольности говорит о свободе волеизъявления и усмотрения субъектов касательно покупки государственных акций, облигаций и других ценных бумаг. Эту черту государственного кредита можно рассмотреть в двух аспектах. Во-первых, частный субъект абсолютно добровольно вступает с государством в отношения кредитного характера. Во-вторых, добровольность достаточно четко проявляется в запрете Конституцией принуждения субъектов к подписанию договора займа, связанного с использованием государственных денег, которые являются свободными.
Принцип возмездности
Принцип возмездности предполагает обязательную уплату вознаграждения за использование кредитных ресурсов со стороны государства. Как правило, оно носит денежный характер, то есть исчисляется как процент. Помимо этого, возмездность заимствований со стороны органов власти говорит о возможности получения иных выгод кредитором. Например, для него актуальными становятся льготы, связанные с налоговыми выплатами. Характер этих выгод, как правило, определяется государственными органами власти в зависимости от состояния экономики страны на текущий период.
Срочность и целевая направленность
Принцип целевой возвратности предполагает, что привлекаемые в государственный бюджет денежные средства носят целевой характер, который отличается своей спецификой. Как правило, эти деньги необходимы для того, чтобы покрыть бюджетный дефицит.
Принцип срочности: по истечении периода, на который предоставлялся кредит государству, он должен быть возвращен. Таким образом, государственный кредит может быть как долгосрочным (более года), так и краткосрочным (до одного года).
Возвратность
Следует отметить, что принцип возвратности корреспондируется с принципом срочности, рассмотренным выше. Он означает, что средства кредитно-денежной направленности должны быть обязательно возвращены. Экономическая база для возврата – это непрерывность кругооборота денежных средств, а также наличие денег к моменту возврата ссуды. Именно поэтому в представленном принципе заключен смысл кредитных отношений.
Виды гос. кредита и их формы
На сегодняшний день выделяют две разновидности государственного кредита:
- Внутренний государственный кредит имеет место, когда государство занимает денежные средства у населения и предприятий своего же государства.
- Внешний государственный кредит предполагает международные займы, то есть у других государств.
Далее рассмотрим формы гос. кредита. Государственный кредит внутреннего вида выступает, как правило, в следующих формах:
- Часть вкладов физических лиц обращается в государственные займы. Посредником в данном случае служит уполномоченная коммерческая банковская структура. Именно она занимается передачей денежных средств без ведома реальных собственников посредством приобретения особо ценных бумаг, среди которых - казначейские обязательства, сберегательные сертификаты и так далее. Ярким примером здесь служит Сберегательный банк РФ.
- Денежные средства ссудного фонда общегосударственного значения заимствуются. Иными словами, ЦБ РФ дает часть своих кредитных средств на покрытие правительственных расходов. При этом операции не сопутствует приобретение ценных бумаг.
- Деньги физических и юридических лиц, которые являются временно свободными, привлекаются для займов со стороны государства на финансирование потребностей общества через выпуск и дальнейшую продажу государственных ЦБ.
Общая сумма гарантий, которые предоставляются со стороны государства для того, чтобы обеспечить обязательства, так или иначе входит в государственный долг в качестве одной из разновидностей долговых обязательств. Закон о федеральном бюджете стал своеобразным утверждением гарантий, предусмотренных для отдельных субъектов страны, юридических лиц или муниципальных структур.
Так, целесообразно отметить, что современный фондовый рынок служит неотъемлемой частью централизованной составляющей финансовой системы Российской Федерации или любой другой страны. Финансы рынка ценных бумаг определяются в финансы бюджета государства, однако не выделяют его в самостоятельное звено общей системы. Насколько сегодня известно, централизованная составляющая финансовой системы государства отвечает непосредственно за повторное распределение валового внутреннего продукта и национального дохода. Важно знать, что перераспределение осуществляется с помощью страховых, бюджетных отношений, а также отношений, которые возникают на рынке ценных бумаг.