Прямое возмещение убытков по ОСАГО: требования, процедура, сопутствующие проблемы и их разрешение
Большинство людей предпочитают не рисковать своей жизнью и заключать контракты со страховыми агентствами. Ведь в случае чрезвычайной ситуации уже компания будет оплачивать лечение и сопутствующие реабилитации. Однако при первом знакомстве со всей системой многим непонятно: ПВУ ОСАГО – что это такое и чем оно характерно.
Признаки
Прямое возмещение убытков по ОСАГО является правом потерпевшей в дорожно-транспортном происшествии стороны истребовать выплату у своего страхового агента, а не у виновника. Обязательным условием для осуществления такого действия выступает одновременное наличие следующих признаков:
- во-первых, все причастные к ДТП должны быть застрахованы по соответствующему договору;
- второй пункт – «жертвой» произошедшего стало только имущество, а причастные люди не пострадали, и уж тем более все должны остаться в живых;
- третье условие – вина целиком и полностью лежит на одном физическом лице либо человеческой вины нет вообще - форс-мажорные обстоятельства и непреодолимая сила законодательством допускаются;
- напоследок – виновник сам обладает действующим договором страхования с действующей лицензией у организации.
Все это обязательно на основе федерального закона № 40 от 25.04.2002. Без соблюдения прямое возмещение убытков будет невозможно.
Размеры выплат
Что такое ПВУ – понятно. Но вот с объемами выплат все не так однозначно. Особенно для физических лиц, ведь с 2017 года они получают прямое возмещение убытка по ОСАГО не в денежном виде. То есть страховая компания самостоятельно организовывает ремонтные услуги, а в конечном счете отдает исправное имущество. Юридическим лицам и тем, кто владеет грузовыми автомобилями, оставили право выбора – наличные денежные средства или отремонтированное транспортное средство.
Разрешение спора
К сожалению, далеко не все ситуации разрешаются в мирном порядке – пострадавшая сторона ДТП может не согласиться с ПВУ ОСАГО. В этом случае законодательство разрешает обращаться к услугам независимого эксперта. Далее придется повторно обратиться в прокуратуру или следственный комитет – это будет попыткой мирно урегулировать возникший спор. А если и это не сработает, то можно будет обращаться в суд. Правда, есть небольшое примечание – федеральный закон установил потолок той суммы, которую можно истребовать со страхового агента. А именно 400 тысяч рублей. Поэтому, если независимое участие определило цифры, которые выше максимально допустимого, то придется через суд взыскивать деньги с виновника аварии. Ну или обходиться той суммой, которая доступна от страховой компании.
Алгоритм получения возмещения убытков
Процедура ПВУ элементарна и состоит всего из трех шагов. Основополагающее действие – это обращение в страховую компанию, с которой и заключен договор. На это дается пять дней с момента катастрофы – так сказано в статье 11.1 из федерального нормативно-правового акта «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». Организация, а также инспектор ГИБДД подскажут, какие документы нужно подготовить, – их нужно будет собрать и передать страховщику для дальнейших разбирательств. Попутно прилагается соответствующее заявление. Сам же автомобиль – своим ходом или посредством эвакуатора – требуется доставить на экспертизу.
Есть перечень обязательной документации:
- копии (но лучше всего оригиналы) постановления об административном проступке и протокол инспектора;
- извещение о дорожно-транспортном происшествии;
- копии паспорта и водительского удостоверения. Если в транспортном средстве были пассажиры, то их документы также лучше приложить;
- если имеют место дополнительные расходы вроде того же эвакуатора, то потребуется копия квитанции об этом;
- реплика полиса обязательного страхования гражданской ответственности.
Альтернативное прямое возмещение убытков
Вообще, вся эта канитель со страхованием и ОСАГО берет свое начало еще в 2003 году, когда оно только появилось. И в ту пору законодательство позволяло испрашивать денежные средства именно у страхователя виноватого в происшествии. К сожалению, такой метод имел ряд неприятных моментов, ведь в государстве тогда действовали неправомерные организации – либо без соответствующей лицензии, либо замешанные в незаконных махинациях. Естественно, ничего хорошего простым гражданам это не сулило. Ведь автолюбители, которые слишком часто попадали в дорожно-транспортные трагедии, предпочитали именно «грязных» страховщиков, из-за чего у потерпевших не оставалось права на прямое возмещение убытков по ОСАГО.
Первые серьезные шаги для исправления такой ситуации стали предприниматься в 2009 году, когда потерпевшим предоставили возможность выбора, с кого взыскивать ущерб. Такой способ получил наименование альтернативного. Однако и тут все пошло наперекосяк, ведь страховым компаниям очень не хотелось нести убытки, и они старались переложить ответственность на другое юридическое лицо. Усугублялось все это начавшимся кризисом, хотя общий масштаб трудностей был не столь критичен, как за шесть лет до этого.
Безальтернативное возмещение убытков
Последнее глобальное преобразование произошло в 2014 году, когда в силу вступило безальтернативное прямое возмещение убытков по ОСАГО. Основной особенностью такого маневра стало полное распределение обязанностей и ответственности в случае ДТП. Так что теперь компании не смогут уклоняться от исполнения своих прямых должностных полномочий.
В статье был рассмотрен вопрос прямого возмещения убытков по ОСАГО. Надеемся, представленная информация оказалось полезной и интересной.