Транспортный налог по регионам России. Ставка транспортного налога
Каждый гражданин обязан платить государству налоги. На этом строятся экономические отношения. Человек исправно отчисляет в казну ту или иную сумму, а власть обеспечивает ему социальную защиту, заботится о его благополучии и безопасности.
В Российской Федерации двухуровневая система налогообложения. Это означает, что один налог - подоходный. Так он называется, потому что представляет собой определенный процент от дохода гражданина. Эти отчисления поступают в государственную казну. Другие налоги являются региональными. Соответственно, отчисления поступают в региональный бюджет.
Во вторую категорию попадает транспортный налог. Его сумма может отличаться в разных регионах России. Рассмотрим, что влияет на величину платежа.
Что такое транспортный налог
Это сумма денег, которую обязан перечислять государству каждый владелец зарегистрированного транспортного средства. Она рассчитывается не с человека, а с единицы ТС. При этом учитываются не только автомобили, но и автобусы, комбайны, мопеды, мотоциклы, снегоходы, моторные лодки, яхты, катера, даже самолеты и вертолеты. Все они являются объектами налогообложения.
В отличие от подоходного, сумму которого у нас вычисляют из заработной платы каждый месяц, транспортный налог выплачивается один раз в год. При этом не принимается во внимание, используется ТС по назначению или нет, пользуется им другой человек или только владелец. Каждый год человек, на кого оформлено транспортное средство, обязан перечислять государству установленную налоговым законодательством региона сумму.
Зачем это нужно
Многие не понимают, зачем платить транспортный налог. Но объясняется все вполне логично. Возьмем для простоты обычный легковой автомобиль. Каждый день вы ездите на нем на работу. Каждый день дорога, по которой по которой пролегает ваш маршрут, изнашивается. При этом вы тоже вносите свою лепту в этот процесс. Чтобы компенсировать ущерб, наносимый государственному имуществу, вы и платите транспортный налог.
На деньги всех владельцев автомобилей государство ремонтирует дороги, устанавливает на них знаки, переходы и прочие устройства.
С автотранспортом все ясно. Но зачем платят налог владельцы тракторов, лодок и самолетов? Ведь они по дорогам не ездят. Это верно, но и у этих ТС есть своя инфраструктура. Это порты, аэродромы, государственные мастерские. Чтобы ее поддерживать, также нужны деньги.
Законодательная база
Все налоги, включая транспортный, регулируются НК Российской Федерации. Его двадцать восьмая статья посвящена именно транспортному налогу. Однако это не единственный документ, регулирующий правила сбора данных отчислений. Местные нормативные акты определяют, каков будет транспортный налог по регионам. Именно областная власть определяет размер налоговой ставки, а также то, кому положены льготы, в какой срок следует выплачивать сумму.
Базовая ставка
Несмотря на относительную свободу и независимость регионального законодательства в вопросе налогообложения, вышестоящие инстанции контролируют правильность взимания транспортного налога в регионах РФ. Назначаемая сумма ограничивается базовой ставкой, устанавливаемой государством.
Информация об этом показателе содержится в ст. 361 НК Российской Федерации. Это усредненная сумма, рекомендуемая к установлению местными властями. Однако по регионам транспортный налог может быть ниже или несколько выше базовой ставки. Это решают местные органы власти. Однако ставки транспортного налога по регионам не могут быть больше базовой в десять раз и выше. Это запрещено законом.
От чего зависит сумма выплат
Налог на транспорт может отличаться не только в различных областях, но и внутри одного региона. Даже в одном городе и на одной улице владельцы ТС платят разные суммы. Дело в том, что отчисления зависят от некоторых факторов.
Первый и основной критерий, по которому определяется размер налога, - это мощность двигателя автомобиля. Чем больше у вас под капотом лошадиных сил, тем значительнее урон наносит ваша машина дорогам. Соответственно, тем выше будет налог. Ставка устанавливается за каждую лошадиную силу двигателя. Их количество прямо пропорционально сумме выплат.
Кроме того, некоторые регионы при установке налога учитывают возраст автомобиля. Чем он больше, тем выше ставка. Это объясняется тем, что новые модели более экологичные, а машины, которые выпустили давно, наносят значительный вред окружающей среде. За что и должен расплачиваться хозяин такого авто.
Еще один нюанс, который влияет на сумму транспортного налога, - это цена автомобиля. Если стоимость машины превышает три миллиона рублей, такое ТС считается предметом роскоши, а не просто средством передвижения. Исходя из этого, к ставке налога добавляется дополнительный коэффициент. Это правило закреплено во втором пункте ст. 362 статьи НК Российской Федерации.
Если вы владели автомобилем не весь год (например, продали свою машину), то ставка не умножается на коэффициент, а делится на него. Налог пропорционален тому периоду, который машина находилась в вашем владении. Например, если вы продаете автомобиль через шесть месяцев после его покупки, налоговая ставка будет делиться на два.
Как обстоят дела в областях
На сегодняшний день свое налоговое законодательство имеет практически каждый регион Российской Федерации. Если областная власть не устанавливает свою налоговую ставку, то все, кто зарегистрировал автомобиль на данной территории, будут выплачивать базовую.
Время от времени транспортный налог по регионам может меняться. Власти делают перерасчет и понижают или повышают сумму выплат. Прежде чем платить налог, каждый год необходимо сверять данные и узнавать, не изменилась ли сумма, даже если вы не поменяли машину.
Где в России самые высокие и самые низкие налоги на транспорт
Больше всего повезло владельцам автомобилей из Калининградской области. В этом регионе минимальная налоговая ставка. Она составляет всего два с половиной рубля за лошадиную силу. Конечно, данная ставка применяется не ко всем транспортным средствам. Такой расчет актуален лишь для тех автомобилей, мощность двигателя которых не превышает 100 лошадиных сил. Низкий транспортный налог отмечается и в Крыму. Здесь владельцы машин, мощность двигателя которых меньше 100 лошадиных сил, платят пять рублей за 1 л. с.
Самый дорогой транспортный налог в 2019 году оказался в Башкортостане и Курской области. Здесь за каждую лошадиную силу своего автомобиля хозяева были вынуждены выкладывать 25 рублей. В 2020 году ситуация мало изменилась. Башкирия и Курская область так и остались в лидерах. К ним присоединились Вологодская область и республика Марий-Эл. Минимальная ставка транспортного налога в этих регионах составляет 25 рублей за 1 л. с.
Усредненная сумма
Если высчитать средние значения транспортного налога по областям, то получаются следующие цифры:
- Если мощность автомобиля не превышает сотни лошадиных сил, то ставка налога составляет 8,5 руб.
- Владельцы авто с мощностью двигателя от 100 до 150 л. с. будут платить транспортный налог по ставке 27 руб. за одну силу.
- За автомобили мощностью свыше 150 л. с. (но не более 200) налог еще выше. Среднестатистическая ставка в этом случае составляет по России 75 рублей за 1 л. с.
- Средние показатели по ставке на транспорт мощностью свыше 200 л. с. держатся на уровне 150 рублей за каждую "лошадку".
Транспортный налог в Московской области и Санкт-Петербурге
Можно было ожидать, что в столичном регионе ставка налога окажется самой высокой. Однако это не так. Жители Московской области платят довольно небольшую сумму. Она не является максимальной по Российской Федерации. Минимальная ставка в Московском регионе (на легковые автомобили мощностью не больше сотни л. с.) составляет от 10 до 12 рублей.
Зато жителям Санкт-Петербурга приходится раскошелиться. Ставка налога на транспорт здесь составляет 24 рубля за каждую лошадиную силу не очень мощного авто. Это почти максимум по России.
Транспортный налог по регионам
Теперь расскажем, какие ставки существуют в разных областях Российской Федерации. Конечно, мы не будем составлять список по всем регионам России, а приведем лишь выборочные данные.
Например, в Амурской области минимальная ставка транспортного налога составляет пятнадцать рублей, а максимальная - 150 руб. за 1 л. с.
В Магаданской области ставка близка к минимальной и составляет всего семь рублей за лошадиную силу. За мощный автомобиль (от 150 до 200 л. с.) в Магадане нужно платить по 45 рублей за каждую лошадиную силу.
Ставка транспортного налога в Краснодарском крае составляет 12 рублей за маломощную машину. В соседней Астраханской области налог немного выше. Здесь минимальная ставка составляет 14 рублей.
Транспортный налог в Хабаровском крае также является одним из самых низких. За каждую лошадиную силу владельцы авто в этом регионе платят по 12 рублей. На Камчатке минимальная ставка равна десяти рублям, а максимальная - 150.
Как рассчитать транспортный налог
Вычислить сумму выплаты за транспортную единицу очень просто. Для этого нужно знать ставку налога в вашем регионе и мощность двигателя, которая указана в техническом паспорте ТС.
Рассчитываем сумму по формуле:
- ставка налога х мощность двигателя авто.
При необходимости умножаем полученный результат на коэффициент на роскошь.