Если остановили за тонировку, что делать: разрешенная светопропускная способность, условия проверки, нарушение правил ПДД и возможное наказание
Тысячи автомобилистов каждый день задаются вопросами о том, что делать, если остановили за тонировку. Наносить специальное покрытие на окна машины отечественным законодательством не запрещено, однако это не значит, что здесь нет никаких ограничений. Для чего вообще нужно тонировать стекла авто?
Одни водители скрываются таким образом от любопытных взглядов пешеходов и других автомобилистов на дороге, другие же находят затемненные стекла более привлекательными, а третьи наносят пленочное покрытие для того, чтобы защитить материалы салона от выгорания. Вне зависимости от причин, побудивших к тонировке стекол, ее необходимо выполнять в соответствии с установленными нормами ГОСТа. В случае нарушения предписаний автомобилисту грозит штраф. Но если вас все же остановили за тонировку, не отчаивайтесь и не паникуйте: вполне вероятно, что штрафа удастся избежать.
Проблемы из-за неправильного затемнения стекол
Итак, сотрудник ДПС остановил за тонировку и составляет протокол для привлечения нарушителя к административной ответственности. Большинство водителей, которым пришлось столкнуться с таким явлением, «оплачивают штраф на месте», после чего отправляются снова в путь по своим делам, надеясь и уповая на удачу, что никто их больше не остановит по этому поводу.
Однако бывали случаи, когда за одну поездку на автомобиле человеку приходилось лезть в кошелек несколько раз подряд: сначала один гаишник остановил за тонировку, потом другой. Подобное происшествие не может не наталкивать на мысль о том, как же избежать проблем при наличии затемненных стекол в машине. Что делать, если остановили за тонировку? Как правильно выстроить общение с инспектором, чтобы избежать составления протокола?
Как правило, затемняющее пленочное покрытие наносят на внутреннюю сторону стекла. Тонировка позволяет изменять цветовые и отражающие свойства окна. Помимо пленки, на поверхность могут наносить соответственное напыление. Иногда с этой же целью оригинальные стекла автомобиля полностью меняют на затемненные. Но поскольку методы напыления и замены автостекол применяются крайне редко, в нашей статье речь будет идти о «классической» пленочной тонировке.
Является ли законной остановка из-за тонировки
В соответствии с Административным регламентом, утвержденным МВД России в 2009 году, сотрудники ГИБДД имеют право останавливать транспортное средство при выявлении нарушения ПДД с целью пресечения и устранения данного проступка, а также открытия административного производства по нему. В данном случае послужить поводом для остановки машины может тонировка, обладающая визуальными признаками нарушения требований ГОСТа.
Светопропускная способность задних боковых стекол автомобиля не нормируется – она может быть любой, кроме зеркальной. При этом лобовое стекло должно беспрепятственно проводить не менее 75 % естественного или искусственного освещения, а передние боковые – не менее 70 %. В верхней части ветрового стекла допускается наличие 14-сантиметровой полосы любой светопропускаемости.
Инспектор патрульной службы должен подать водителю сигнал о необходимости остановиться и указать подходящее место для выяснения деталей. Игнорировать требование сотрудника полиции об остановке нельзя – в противном случае на нарушителя будет наложен административный штраф в размере от 500 руб.
Обращаясь к судебной практике, несложно сделать вывод о том, что остановка транспортного средства с целью проверки степени тонировки стекол инспекторами ГИБДД может осуществляться не только на стационарных постах, но и на патрульном автомобиле.
Если сотрудник ДПС сам не огласил причину остановки, не нужно стесняться – сами уточните у него, чем обусловлено его решение. В некоторых случаях инспекторы говорят о нахождении авто такой же марки и модели в розыске, при этом предоставлять водителю ориентировки и прочие сведения оперативно-справочных и розыскных учетов они не обязаны. В то же время остановка транспортного средства с целью проверки документов не допускается вне стационарного поста ДПС.
Как вести диалог с полицейским
Если сотрудник ГАИ предъявил нарушение, которое заключается в превышении уровня тонирования стекла, вам нужно запастись вежливостью и терпением – предстоит долгое разбирательство. Не грубите и не проявляйте агрессию по отношению к сотруднику ДПС. В зависимости от происходящей ситуации постарайтесь без усмешек и язвительности напомнить инспектору о том, что законом предусмотрена возможность затемнения стекол в соответствии с нормативами ГОСТа 32565-2013.
Что делать, если остановили за тонировку? Для начала успокоиться, ведь пока официально не доказано, что степень затемнения превышает допустимые значения, ни о каком нарушении, а значит, и штрафе речи идти не может. Поэтому водитель имеет полное право поинтересоваться у сотрудника Госавтоинспекции, каким образом ему удалось определить, что тонировка нарушает показатели, предусмотренные госстандартами. Но даже если окажется, что инспектор обладает сверхспособностями и умеет с максимальной точностью определять процентное соотношение затемненных стекол к заводским, этого все равно будет недостаточно для привлечения гражданина к административной ответственности.
Если остановили за тонировку, обязательно напомните гаишнику, что замеры должны осуществляться с использованием специального оборудования, отвечающего всем технологическим стандартам. Такие приборы должны быть установлены в стационарных пунктах на обустроенных постах. Кроме того, на каждую единицу контрольно-измерительной аппаратуры должен быть в наличии акт о проверке исправности и соответствия требований ГОСТов.
Виды измерительных приборов
Помимо стационарных, используются и портативные устройства сотрудниками ДПС. Остановили за тонировку? Значит, у сотрудников полиции в наличии должен находиться исправный прибор для проверки светопропускания стекол – тауметр. Прибор автоматически выдает процентный показатель, который обозначает количество света, проходящее через окно транспортного средства. На сегодняшний день в арсенале сотрудников Госавтоинспекции присутствуют такие аппараты, как:
- «Блик-Н». При его помощи замеры стекол толщиной 3-10 мм можно производить в любое время суток при температуре не менее -10 °С и не более +40 °С. Единственный фактор, который влияет на величину погрешности, это уровень влажности воздуха: чем он выше, тем менее точным может быть результат. Вес устройства составляет около 900 г.
- «Свет». В отличие от предыдущего аппарата, этот используется при менее ограниченном температурном режиме. Измеритель «Свет» функционирует при температуре в диапазоне -40...+40 °С и весит приблизительно 1,4 кг.
- «Тоник». Прибор способен измерить толстые стекла (до 20 мм) и в дневное, и ночное время суток. Преимущество аппарата «Тоник» - его компактность и 500-граммовый вес.
Указанные типы измерителей автостекол для определения коэффициента светопропускания приняты Росстандартом и разрешены к эксплуатации на территории России. Информация о них присутствует и в Государственном реестре средств измерений, что означает прохождение приборами тестирования в государственных центрах испытаний. Помимо этого, ежегодно должна проводиться метрологическая проверка тауметра, а по ее результатам – выдаваться соответствующий сертификат.
Можно ли удалить пленку на месте
Беря во внимание случаи из судебной практики, стоит отметить, что зачастую водителям удавалось избежать привлечения к административной ответственности. У инспектора не будет претензий к автомобилисту, если тот примет решение о незамедлительном снятии затемняющей пленки со стекол. Причем сделать это нужно сразу после того, как остановили за тонировку стекла, то есть до проведения замеров сотрудником ДПС.
Однако нельзя исключать и вероятность того, что инспектор сможет изъять пленочное покрытие и в присутствии понятых произвести замер светопропускаемости. В подобной ситуации суды станут на сторону полицейского, его действия признают законными. Обычно у водителей никаких проблем не возникает при наличии съемной тонировки. Что делать, если остановили за темные стекла? Конечно же, устранить покрытие до того, как инспектор соберется производить замеры.
На что обратить внимание перед контролем
После того как водителя остановили за тонировку, ему обязательно сообщают о проведении замеров светопропускания стекол. В интересах автомобилиста следить за тем, чтобы процедура проходила в соответствии с регламентом.
Первое, что нужно сделать – проверить наличие и неповрежденность пломбы на аппарате. Если она на месте, попросите сотрудника ДПС предоставить сертификат о поверке устройства. Законодательство не предусматривает обязанности инспекторов ГИБДД иметь при себе документы на измерительные приборы, но все же в большинстве случаев сотрудники дорожно-патрульной службы располагают соответствующими бумагами. Если инспектор предоставит сертификат, в первую очередь нужно проверить, совпадают ли номера клейма. На каждом приборе для измерения светопропускной способности стекол должна присутствовать этикетка с указанием сроков проведения следующей поверки прибора.
Некоторые водители не знают, кто должен снимать тонировку. Если остановили гаишники и собираются проводить замер, в интересах водителя позаботиться об удалении с поверхности стекла любых загрязнений, которые способны отразиться на итогах исследования. Действующими ПДД обязанность по обеспечению исправного состояния автомобиля, в том числе и по содержанию машины в чистоте, возлагается на водителя. Сотрудник ДПС не обязан протирать стекло или устранять тонировочную пленку.
Как проходит процедура
Объектом для проверки уровня затемнения обычно служит верхняя полоса ветрового стекла и боковые передние стекла машины. Процедура проверки может проходить в стационарных пунктах работников полиции при использовании переносных измерительных устройств. В ходе осуществления замеров сотрудники ДПС должны следовать ряду правил:
- во время дождя или высокой влажности воздуха проверку не производят;
- точный результат поверки светопропускаемости можно получить, если использовать прибор исключительно на сухой и чистой поверхности;
- тауметр используют в трех разных точках каждого исследуемого стекла.
Кроме того, важно учитывать, что коэффициент светопропускаемости указывается в первоначальном виде, но после нанесения тонировочного покрытия светопоглощаемость стекла значительно ухудшается. Данный фактор необходимо учитывать также при выборе соответствующей пленки. Помните, что со временем затемненные стекла затираются, мутнеют, что является причиной падения уровня светопропускаемости.
Перед процедурой замера полицейский должен убедиться в том, что уровень атмосферного давления позволяет осуществлять замеры. Если же оно выходит за рамки 645-795 мм рт. ст., проверку не проводят.
Таким образом, ограничения на выполнение замеров действуют в дождливую и грязную погоду. Но можно ли измерять светопропускные свойства автостекол в темное время суток? Если вас остановили ночью, это никак не освободит вас от процедуры замера, ведь даже портативные тауметры оснащены соответствующими функциями и могут работать в ночном режиме.
Размер штрафа, предусмотренного за тонированные стекла
Что делать, если остановили за тонировку, произвели замеры, а их результаты оказались явно не в пользу водителя? В этом случае штраф неизбежен. Важно обратить внимание на некоторые особенности возложения санкций за неправильное затемнение автостекол:
- штраф накладывают исключительно по факту нарушения соответствующего ГОСТа;
- вне зависимости от процентного соотношения светопропускных качеств, размер штрафа не меняется;
- двойные стекла, различные шторки на передние боковые стекла не освободят от административного наказания за нарушение стандарта о тонировке.
Водители, которые уплатят штраф в течение 20 дней с момента вынесения постановления о его наложении, смогут воспользоваться скидкой в размере 50 %. Она распространяется и на правонарушения, связанные с неправильной тонировкой. Остановка за это нарушение в большинстве случаев означает, что водителю придется заплатить штраф в размере 500 руб.
Какие еще виды наказания предусмотрены
Ранее при слишком темной тонировке, не соответствовавшей требованиям госстандартов и техническому регламенту машины, водителей наказывали более радикальным методом – изъятием автомобильных номеров. Такая мера полностью лишала возможности эксплуатировать транспортное средство до тех пор, пока задолженность не будет погашена.
Несмотря на то что сегодня подобное наказание отменено, это нисколько не влияет на необходимость соблюдать правила и нормативы действующих ГОСТов. Не исключено, что в дальнейшем за повторное управление транспортным средством с неправильной тонировкой будут лишать прав управления, но на данный момент наказанием является штраф.
Сколько раз подряд могут оштрафовать за тонировку
Если вас остановили за тонировку второй раз в течение дня, вам нужно иметь в виду, что, в соответствии со ст. 12.5 КоАП РФ, инспекторы ДПС смогут привлечь вас к ответственности повторно, причем неограниченное количество раз. Избежать еще одного или нескольких штрафов можно только в том случае, если вы сможете доказать, что после составления протокола двигались к месту устранения тонировки при включенных аварийных сигналах. Предъявив документ о предыдущем правонарушении, водитель освобождается от повторного привлечения к ответственности на протяжении суток, вне зависимости от того, сколько раз в течение дня его смогут остановить за тонировку. Что делать теперь? Ответ очевиден: дается всего один день на устранение затемняющей пленки. В противном случае нарушителю грозят новые штрафы.
Простые рекомендации водителям
До сих пор сомневаетесь, останавливают ли за тонировку? Будьте уверены, сотрудники ДПС всегда начеку. Первый штраф за слишком темные передние боковые стекла составит 1500 рублей, а при повторных нарушениях размер санкции возрастет в три раза. Но можно ли избежать наказания и не платить? Обратите внимание на несколько простых советов:
- Если вас уже остановили и инспектор заговорил о тонировке, у вас есть шанс избежать штрафа, просто сняв пленку перед ним. Но важно делать это до того, как сотрудник ДПС примется за составление протокола об административном правонарушении.
- Если во время проверки светопропускаемости через затемненные стекла полицейский отступил от регламента, обязательно скажите ему об этом. Результаты контроля, проведенного без соблюдения правил, будут признаны в суде недействительными, а наложенные санкции будут отменены.
- Аппарат, фиксирующий светопропускаемость, подключают с помощью прикуривателя. Если в вашей машине он сломан или не дает напряжение 12 В, инспектор должен воспользоваться прикуривателем в своей машине.
Ни в коем случае не препятствуйте инспектору и не опускайте специально передние стекла. Невыполнение законных требований полицейского ДПС о поднятии стекол с целью проведения замера их светопропускаемости грозит нарушителю привлечением к административной ответственности с предусмотренной мерой наказания в виде штрафа. Для физических лиц его размер составляет от 500 до 1000 руб.
С нормативами ГОСТа не согласны многие активисты, некоторые водители выступают за отмену запрета на «зеркальную» тонировку. Неизвестно, прислушаются ли к ним власти когда-либо, но точно известно одно: законопослушный гражданин обязан соблюдать установленные государством требования.