Допустимая тонировка стекол автомобиля. Разрешенные виды тонировок
Для одних владельцев автомобилей тонированные стекла — как солнцезащитные очки, в которых даже в ненастный день выглядишь крутым. Для других — тюнинговый элемент, третьи находят в них практическую пользу. В любом из этих вариантов важно знать правила тонирования и параметры допустимого затемнения, понимать, можно ли тонировать лобовое стекло, представлять, какой световой поток должен поступать через него в салон.
Незнание и несоблюдение требований законодательства в этой области чревато штрафами. Поэтому, прежде чем приступить к нанесению тона на стекла автомобиля, стоит изучить правила, выяснить, можно ли тонировать задние стекла или это допускается только на боковых. Знание норм и законных требований поможет избежать неприятностей при встрече с сотрудниками ДПС.
Что такое тонировка стекол автомобиля
Тонированием считается нанесение на поверхность стекол специальных составов или материалов, меняющих их светопропускные качества и цвет. Это делается для затемнения салона и снижения уровня его просматриваемости снаружи.
Это можно считать способом выделить свой автомобиль из ряда похожих, сделать его круче. Есть и такие, кто убежден, что тонированные стекла — пустая трата средств и серьезная помеха при движении. И те и другие имеют в запасе убедительные аргументы. Тонировать или нет — каждый решает самостоятельно. Главное при этом — не нарушать ГОСТ 5727-88.
Какие транспортные средства тонируют
Первыми по частоте нанесения тона на стекла считаются легковые автомобили. На втором месте находится транспорт для пассажирских перевозок и мотоциклы. На последнем — грузовой и специализированный транспорт.
При этом стекла могут быть затонированы уже заводом-производителем. Если же машина приходит из салона без затемнения, автолюбитель может выполнить этот элемент тюнинга самостоятельно. В последнем случае чаще всего и возникают проблемы с соблюдением норм и правил, установленных для светопропускных характеристик окон авто.
Цели и причины затемнения стекол
Цели нанесения тонированного покрытия могут быть эстетическими или практическими. В первом случае тонировка помогает автовладельцу сделать своего железного коня более стильным и уникальным. Во втором — преследуются более функциональные цели:
- Защитный слой предотвращает сильный нагрев салона, в результате исключается выгорание обивки, пересыхание кожаных поверхностей и расклеивание тканевых.
- Тонировка с помощью пленки способна удерживать осколки стекла при аварии или попадании камней.
- Снижается степень прозрачности автосалона со стороны улицы. Устраняется психологическое явление аквариума, когда человеку доставляет дискомфорт стороннее наблюдение. К тому же снижается риск просматривания воришками внутреннего содержимого салона.
В любом случае необходимо соблюдать нормы тонировки, знать, можно ли тонировать передние боковые стекла и насколько сильно их можно затенять. В противном случае инспекторы ГИБДД имеют право применить меры административного воздействия.
Виды тонировки
В арсенале специалистов по тонированию автомобильных стекол есть целый набор материалов и способов нанесения тона. В профессиональных мастерских можно выбрать затемнение на любой вкус и кошелек.
По дизайну исполнения тонировки бывают:
- зеркальные;
- матовые;
- глянцевые;
- одноцветные;
- разноцветные (радужные);
- градуированные (с плавным переходом от тона к тону).
Стоит сказать, что тонировка зеркального типа запрещается действующими правилами. Она может спровоцировать ДТП, стать помехой для безопасности пешеходов и водителей.
В зависимости от способа нанесения покрытия различают:
- пленочную (с силиконом или пластиком);
- лакокрасочную;
- электронную (с многослойным вкладышем, автоматически регулирующим затемнение);
- электрохромную (с полимерными светофильтрами).
Самыми распространенными являются первые два варианта: они доступны по цене и выполняют все свои функции. И тот и другой вариант имеют свои достоинства и недостатки:
- Пленочный имеет более высокие показатели по пропуску светового потока, сохраняет свои характеристики в течение долгого времени, независимо от погодных условий. К тому же эту работу можно выполнить самостоятельно, не тратя деньги на услуги специалиста.
- Лакокрасочный неравномерно распределяется по поверхности, допуская кривизну радиуса отражения света, недолговечен, стирается от воды, дождя и снега, сложно удаляется. В то же время это доступно и дешево.
Последние два варианта считаются более сложными, современными и, соответственно, более дорогими.
Если говорить о локализации тона, затемнение можно разделить на тонирование отдельных стекольных зон (лобовой, боковой или задней) или полностью всех окон авто. Помимо этого, некоторые владельцы затемняют фары и огни. Тонировка может быть сплошной или частичной (полоса вверху).
Недостатки тонированных стекол
Тонирование автомобильных стекол, несомненно, имеет свои преимущества. Тем не менее на первом месте должны быть вопросы безопасности всех участников дорожного процесса. В погоне за дизайнерскими украшениями некоторые автолюбители забывают о разрешенной тонировке стекол автомобиля и нарушают правила. Среди недостатков затемнения можно отметить:
- снижение светопропускаемости;
- ухудшение обзора на дороге;
- ужесточение требований законодательства.
Основным критерием можно считать обеспечение достаточно широкого обзора для водителя, поскольку автомобиль был и остается источником повышенной опасности. Излишнее затемнение стекол и фар способно скрыть от водителя мельчайшие детали дорожной обстановки и привести к трагедии.
Правила тонирования
Оптимальные показатели пропускной способности световых лучей тонированных стекол, их зеркальности и степени затемнения фонарей регламентируются техническим положением Таможенного Союза от 09.12.2011 № 877 "О безопасной эксплуатации колесных автотранспортных средств передвижения":
- процент пропуска света ветровым стеклом должен быть не менее 75;
- передние боковые можно затемнить на 70 %
- светопропускные характеристики задних окон не регламентируются при исправности зеркал заднего вида;
- на верхней части лобового стекла может быть наклеена светозащитная полоска шириной до 140 мм, пропускающая световой поток на 35-50 %.
Автослесари, занимающиеся тонированием на профессиональной основе , знают все нормы и правила этой процедуры. Только от владельца авто зависит, будут ли они соблюдены.
Законодательство о тонировании
Практически все вопросы по эксплуатации транспортных средств с тонированными окнами регламентированы в нормативных документах (правилах, положениях, требованиях). Они содержат список условий обеспечения безопасности автомобиля, в том числе сведения о допустимой тонировке стекол.
"Положением по допуску к применению транспортных средств" запрещается эксплуатация автомобиля с дополнительным оборудованием или покрытием, ограничивающим обзор или препятствующим движению. В пункте 7.3 этого документа разъясняется, можно ли ездить с тонировкой и какие есть ограничения. В частности устанавливаются разрешенные манипуляции:
- Полоса лобового стекла может быть цветной, но обязательно прозрачной.
- Допустимая тонировка должна соответствовать стандарту светопропускаемости (ГОСТ 5727-88).
- Разрешено использование штор в пассажирском транспорте для туристов.
- Оборудование занавесками и жалюзи задних окон легковушки возможно при условии исправности зеркал заднего вида.
В "Требованиях к обеспечению обзорности" (Приложение № 8 "Регламента Таможенного Союза") четко прописано, как тонировать стекла автомобиля, чтобы не получить штраф:
- автомобиль должен быть оснащен оригинальными стеклами от изготовителя;
- тонировка не должна ограничивать обзор, искажать восприятие белого, красного, желтого, зеленого и голубого оттенков;
- светопропускные значения ветрового стекла не могут быть ниже 70%;
- другие стекла могут быть затонированы сильнее, но без зеркальных эффектов.
Незнание норм и правил нанесения тона не освобождает автовладельца от ответственности. Поэтому стоит ознакомиться с нормативной базой и только затем принимать решение о поездке в мастерскую.
Правила проверки тонированных стекол
Проверять соответствие тонировки стекол автомобиля безопасным нормам может только сотрудник ГИБДД. Процедура проводится в присутствии понятых в условиях стационарного пункта ДПС с использованием специального прибора — тауметра. При этом он должен иметь сертификат качества и нетронутую пломбу.
Сотрудник дорожно-постовой службы контролирует показатели атмосферного давления (они должны быть в диапазоне 645-795 мм рт. ст.), влажности (45-80 %) и температуры воздуха (+15...+25 градусов по шкале Цельсия). После этого он может приступить к измерению данных. Замеры делаются в трех зонах стекла. При проведении проверки стекла машины должны быть полностью сухими. В дождливый день исследование не проводится.
Ответственность за несоблюдение правил тонирования
Виды наказаний за нарушение правил допустимой тонировки машинных окон регламентируются "Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях" (КоАП РФ). С начала 2020 года штрафы за неправильное тонирование достигают 500-5000 рублей.
Так, если покрытие затемняет стекло больше установленной нормы, инспектор ГИБДД может применить взыскание в размере 500 рублей. А за повторное превышение значений допустимой тонировки — в 10 раз больше. Нарушение светопропускных норм может привести к снятию гос. номера автомобиля.