Технический регламент о безопасности колесных транспортных средств: описание, содержание, особенности
Технический регламент о безопасности колесных транспортных средств (далее - технический регламент) - это документ, устанавливающий обязательные требования к колесным транспортным средствам, выпускаемым в обращение на территории Таможенного союза.
Цели принятия
Основными целями принятия технического регламента являются:
- Защита жизни и здоровья граждан
- Сохранность имущества
- Охрана окружающей среды
- Предупреждение действий, вводящих потребителей в заблуждение
Достижение этих целей обеспечивается путем установления минимальных требований к безопасности транспортных средств при их проектировании и производстве.
Сфера действия
Технический регламент о безопасности колесных транспортных средств распространяется на следующие категории транспортных средств:
- L - мопеды и мотовелосипеды;
- M - легковые автомобили;
- N - грузовые автомобили;
- О - прицепы и полуприцепы.
Также требования технического регламента применяются в отношении шасси транспортных средств и компонентов, влияющих на безопасность.
Регламент распространяется на все колесные транспортные средства вне зависимости от страны производства.
Основные требования
Технический регламент устанавливает требования к конструкции и техническому состоянию транспортных средств по следующим направлениям:
- Требования к тормозным системам
- Требования к рулевому управлению
- Требования к внешним световым приборам
- Требования к шинам и колесам
- Требования к двигателю и его системам
- Требования к кузову
- Требования к выбросам вредных веществ
Также в регламенте приводятся требования к остеклению, сиденьям, ремням безопасности и прочим элементам конструкции, обеспечивающим безопасность.
Copy code
Категория ТС | Скорость, км/ч | Тормозной путь, м |
M1 | 100 | 45 |
N1 | 90 | 50 |
Конкретные числовые значения технических параметров, которым должны соответствовать транспортные средства, приводятся в приложениях к техническому регламенту о безопасности колесных транспортных средств.
Подтверждение соответствия
Обязательным условием выпуска транспортных средств в обращение является подтверждение их соответствия требованиям технического регламента. Это достигается следующими способами:
- Декларирование соответствия
- Обязательная сертификация
- Одобрение типа транспортного средства
Процедуры подтверждения соответствия проводят аккредитованные органы по сертификации. Результатом является получение документа, подтверждающего соответствие конкретной модели транспортного средства требованиям Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 018/2011.
Также предусмотрен государственный контроль за соблюдением требований регламента. Он осуществляется при выпуске транспортных средств в обращение и в процессе эксплуатации.
Изменения в регламенте
В технический регламент о безопасности колесных транспортных средств периодически вносятся изменения и дополнения. Это связано с необходимостью:
- Учитывать прогресс в автомобилестроении
- Повышать уровень безопасности на дорогах
- Гармонизировать требования регламента с международными нормами.
Последние изменения в регламент были внесены в 2022 году. В частности, были ужесточены нормы допустимых выбросов автомобилей.
Ожидается, что в ближайшем будущем будут введены:
- Требования к системам автоматизированного вождения автомобилей
- Нормы по кибербезопасности транспортных средств, в том числе защите от несанкционированного доступа.
Такие изменения позволят адаптировать регламент о безопасности колесных транспортных средств к современным технологическим реалиям и потребностям обеспечения безопасности.
Системы активной безопасности
В последние годы актуальной тенденцией в автомобилестроении является разработка и внедрение систем активной безопасности транспортных средств. К таким системам относят:
- Антиблокировочную систему тормозов (ABS)
- Систему курсовой устойчивости (ESC)
- Систему помощи при экстренном торможении (EBA)
- Систему контроля давления в шинах (TPMS)
Данные системы позволяют повысить управляемость и устойчивость автомобиля в опасных ситуациях. Ожидается, что требования по оснащению транспортных средств перечисленными выше и другими системами активной безопасности будут включены в техрегламент в ближайшее время.
Требования к системам автоматизированного вождения
Перспективным направлением является создание и внедрение систем автоматизированного и автономного вождения. Такие системы предполагают частичную или полную замену водителя искусственным интеллектом при управлении транспортным средством.
Для обеспечения безопасности систем автоматизированного вождения потребуется разработка соответствующих требований. Они будут включены в технический регламент о безопасности колесных транспортных средств после того, как технологии достигнут необходимого уровня развития.
Кибербезопасность
Современные транспортные средства оснащаются комплексной электроникой и программным обеспечением, управляющим различными системами автомобиля. В связи с этим актуальным является вопрос кибербезопасности:
- Защиты от несанкционированного доступа к управлению транспортным средством
- Обеспечения целостности и конфиденциальности данных, передаваемых бортовыми системами
Соответствующий раздел, устанавливающий требования в сфере кибербезопасности, планируется ввести в техрегламент безопасности колесных транспортных средств.
Система мониторинга технического состояния
Для повышения безопасности эксплуатации транспортных средств целесообразно предусмотреть в техническом регламенте требования по оснащению автомобилей бортовой системой мониторинга технического состояния (СМТС).
Такая система в режиме реального времени будет отслеживать параметры работы узлов и агрегатов автомобиля и своевременно информировать о возникающих неисправностях, требующих устранения.
Экологические требования
В последней версии технического регламента о безопасности колесных транспортных средств ужесточены нормы допустимых выбросов вредных веществ с отработавшими газами.
Совершенствование экологических требований будет продолжено с учетом последних научных данных о влиянии выбросов автотранспорта на окружающую среду и здоровье человека.
Совершенствование процедур подтверждения соответствия
В настоящее время в техническом регламенте предусмотрено три основных процедуры подтверждения соответствия транспортных средств обязательным требованиям: декларирование соответствия, обязательная сертификация и одобрение типа транспортного средства.
Для повышения эффективности этих процедур необходимо:
- Расширить перечень документов, предоставляемых для анализа при проведении сертификации
- Ужесточить требования к испытательным лабораториям
- Сократить сроки проведения испытаний и оформления результатов
Кроме того, целесообразно внедрить процедуру постоянного мониторинга соответствия транспортных средств, находящихся в эксплуатации, основным положениям технического регламента.
Расширение международного сотрудничества
Дальнейшая гармонизация положений технического регламента о безопасности колесных транспортных средств с международными требованиями и стандартами позволит обеспечить выпуск конкурентоспособной продукции и выход ее на мировой рынок.
Для этого необходимо:
- Активизировать работу в рамках международных технических комитетов по стандартизации
- Заключать двусторонние и многосторонние соглашения о взаимном признании результатов процедур подтверждения соответствия
Создание единой информационной системы
Для оперативного информирования заинтересованных лиц о характеристиках отдельных моделей транспортных средств и их соответствии положениям технического регламента необходимо создать единую открытую информационную систему.
В нее должны вноситься:
- Технические характеристики всех моделей транспортных средств
- Результаты всех процедур подтверждения соответствия
- Сведения о выявленных нарушениях и предписаниях надзорных органов
Это позволит повысить прозрачность процесса и информированность участников рынка.
Развитие системы подготовки экспертов
Квалификация специалистов, участвующих в разработке нормативных требований и процедурах оценки соответствия, является залогом эффективности технического регламента.
В связи с быстрым развитием технологий необходимо постоянно повышать уровень компетенции экспертов путем:
- Переподготовки и повышения квалификации
- Стажировок в ведущих научных центрах
- Участия в международных конференциях и рабочих группах