Оформление протокола ДТП. Протокол осмотра места дорожно-транспортного происшествия
К сожалению, многие водители сталкивались с проблемой ДТП. Дорожно-транспортные происшествия могут быть различными по степени тяжести, количеству участников и наличию жертв. В любом случае, авария несет за собой крупные денежные потери, которые необходимо возмещать. Для того чтобы пострадавшей стороне была выплачена компенсация, необходимо составить протокол ДТП.
Зачем нужно оформлять протокол
Протокол ДТП является важным документом. Он подтверждает факт аварии, фиксирует материальные потери, понесенные одной из сторон. Независимо от того? как водители разрешат ситуацию, обратятся в суд или же договорятся между собой, протокол ДТП составить нужно обязательно. Эта бумага является основным доказательством случившейся аварийной ситуации. Она фиксирует все последствия, детали происшествия.
Протоколы необходимо заполнить в любом случае, даже если обе стороны пошли на мировую и договорились о возмещении ущерба. Одна из сторон может не выполнить обещание. Пострадавший не получит компенсацию или после получения денег вызовет нарушителя в суд с обвинением о невыплате средств.
Без составления бланков и фиксации последствий суд может назначить экспертизу, на основании которой повторно заполнить бланк с протоколом об административном правонарушении. Ее результаты могу пойти против вас, а последствия станут плачевными. Поэтому важно действовать согласно закону и составлять документы правильно.
Требования для оформления протокола ДТП
Рассмотрим общие требования к составлению документов и частей протокола, способы составления европротокола и случаи, когда вопрос можно решить без ГИБДД.
Протокол места осмотра происшествия (ПОМП) – это бумага, доказывающая дорожно-транспортное происшествие. Документ оформляется сотрудником ГИБДД, после чего подписывается участниками ДТП. Протокол осмотра места дорожно-транспортного происшествия составляется в случае, когда во время аварии пострадали люди. Если авария повлекла за собой летальный исход, протокол оформляют сотрудники следственно-оперативной группы. Оформление формы – юридический важный процесс. В дальнейшем протокол станет важным материалом для судебного процесса, где будет определяться наказание виновному.
Особенности оформления протокола при ДТП
Поскольку документ используется во время разбирательства как непосредственное доказательство, обе стороны должны тщательно изучить все пункты, заполненные сотрудником ГИБДД, до подписания. Если обнаружено несоответствие, несогласная сторона может письменно обжаловать и корректировать сведения в бланках. Детали и неточности могут повлиять на ход судебного разбирательства, именно поэтому нужно сразу указать на них.
Отказаться от подписания нельзя, так как на законодательном уровне данные бланки являются особо важным документом. При фиксации отказа сотрудник Госавтоинспекции включает в работу особый порядок действий.
Как уже было сказано выше, во время судебного процесса этот документ, подписанный сторонами, может иметь значительное влияние на результат дела. Обжаловать подпись можно лишь при наличии зарегистрированного видео или фото с регистратора, доказательства подмены бумаги, наличия психических отклонений или подтверждения состояния аффекта.
Структура протокола
Существуют нормы законодательства, которые необходимо соблюдать при составлении бланка. Первым и самым важным является установление причины и описание места ДТП. Сведения могут повлиять на выдвижение обвинений, размер выплаты компенсаций и другое.
Протокол ДТП состоит из трех основных частей:
- вводная часть;
- описательная структура;
- заключение.
Заполнение вводной части
Вводная часть заполняется сотрудникам Госавтоинспекции. Вносятся такие данные:
- Информация о должностном лице, которое берет показания.
- Описывается место, время и детали аварии. Дата и время происшествия должны быть точными и также указываются в протоколе.
- Указываются данные участников ДТП, параметры их транспортных средств, наличие или отсутствие страховки. В личные данные вноситься контактный номер, место прописки.
- Если на месте аварии были свидетели, то они назначаются понятыми. У них также берется контактная информация. Сотрудник полиции предупреждает заранее о том, что их могут пригласить для дачи показаний в отделение и на судебное заседание. Мнение третьих лиц может кардинально повлиять на ход разбирательства, поэтому необходимо привлечь свидетеля, который согласится дать показания и прибыть на суд.
- Во вводной части могут указываться сведения о внешних условиях, во время которых произошло столкновение: погодные катаклизмы, наличие ветра, дождя, качество дорожного полотна и так далее. Составляется протокол осмотра места дорожно-транспортного происшествия.
- В бланке сотрудник ГИБДД подтверждает или отрицает наличие смещения транспортного средства. Положение фиксируется с помощью фото или видео, материалы прикрепляются к протоколу.
Заполнение описательной части
Описательная часть включает себя характеристику автодороги, на которой случилось столкновение, наличие знаков и разметки, направление движения транспорта, размещения автомобилей во время дорожно-транспортного происшествия. С помощью измерения рулеткой фиксируются детали аварии. В основную часть также заносят повреждения, характеристику тормозного пути, информацию о техническом состоянии автотранспорта. Все данные инспектор заносит в бланк протокола об административном правонарушении.
Заполнение заключения
Заключительная часть включает в себя дополнительные материалы, которые могут повлиять на развитие дела в суде. Туда могут вноситься схемы, фото, изображения, показания свидетелей и так далее. Эти документы является юридически важными если на них указаны подписи водителей, лица Госавтоинспекции, а также подписи понятых. Если какая из сторон не согласна с предъявленными обвинениями или хочет оспорить протокол, сделать это можно в заключении.
Действия после ДТП
После того как ДТП произошло необходимо выполнить следующее:
- Покиньте машину, не перемещая при этом предметы и сам автомобиль. Детали могут повлиять на ход развития событий. Из машины заберите все документы, права, страховку. Эвакуируйте пассажиров.
- Запишите контактные данные и номер машины второго участника. Если рядом оказались случайные свидетели, которые могли видеть столкновение, запишите и их контакты.
- В том случае, если в ходе аварии есть пострадавшие лица, немедленно вызовите скорую медицинскую помощь! О том, что делать при ДТП без пострадавших, поговорим позже.
- Далее сообщите о факте столкновения и вызовите инспектора.
- Позвоните в страховую компанию и сообщите о ДТП. Компенсация ущерба происходит благодаря выплате ОСАГО. Составляется протокол о ДТП для страховой.
- После того как сотрудники ГИБДД приедут на место аварии, дождитесь полного составления всех протоколов, изучите их. Не подписывайтесь, если существует замечания, а внесите их в протокол.
Что такое европротокол
Согласно закону Российской Федерации, участники дорожно-транспортного происшествия могут регулировать вопрос о возмещении денежных средств сторонам, пострадавшим во время ДТП, самостоятельно, без сотрудников полиции. Основным документом, который будет фиксировать убытки, является европротокол. Главным требованием к составлению данного бланка без сотрудников является отсутствие жертв. О том, какие требования существуют про оформлении евро протокола при ДТП, поговорим далее.
Такая форма оформления пришла к нам с Запада. В России не существует определенного понятия этого слова. Документ фиксирует обстоятельства дорожно-транспортного происшествия и подразумевает, что процедура выполняется самостоятельно, без привлечения патруля полиции. Европротокол действует для всех договоров ОСАГО. Его можно скачать в интернете и распечатать или получить в офисе оформления страховки. Положив его в машину на всякий случай, водитель, имеющий полис ОСАГО, может заполнить соответствующие документы и предъявить его для получения денежной компенсации.
Особенности составления европротокола
Особенностью европротокола является то, что он составляется, если в результате аварии пострадала исключительно имущественная часть. Если говорить о том, что делать при ДТП без пострадавших, на ум сразу приходит составление европротокола.
Важно, что документы заполняются водителями без понятых, сотрудников ГАИ и третьих лиц.
Ключевым моментом является тот факт, что у каждой из сторон дорожно-транспортного происшествия должна иметься действующая страховка. Сумма ущерба не должна превышать 50 000 рублей. Именно столько будет максимально выплачено, если евро протокол при ДТП составлен для страховой компании.
Также очень важно, чтобы при столкновении пострадали исключительно автомобили. Дорожные знаки, полотно и здания должны остаться не тронутыми.
Если водители пришли к общему мнению, определили виноватых, пострадавших, можно договориться о европротоколе. Очень важно правильно заполнить протокол ДТП, чтобы он имел юридическую силу.
Порядок заполнения европротокола
Извещение о ДТП состоит из трех листов, два из которых — это бланки участников дорожно-транспортного происшествия, третий — инструкция по заполнению протокола. Если бланки выдавала страховая компания, то лицевая часть является самокопирующейся. В случае если вы распечатали их самостоятельно, на втором бланке заполняется та же самая информация, что и на первом.
Для того чтобы правильно составить протокол ДТП и получить страховку, необходимо помнить важные правила:
- Вносить сведения в документы шариковой ручкой, четким почерком.
- Буквы должны быть прописными и ровными.
- Документы оформляются без исправлений. Если исправления присутствуют, они должны быть указаны и заверены подписями.
- Бланки заполняют обе стороны ДТП.
Оформление лицевой части
Лицевая сторона состоит из 18 основных пунктов. О каждом из них по порядку.
- Пункт первый — место фиксирования ДТП. Указывается город, улица, ближайший дом, рядом с которым произошло дорожно-транспортное происшествие. Если авария произошла вне населенного пункта, то указывается номер трассы.
- Пункт два — время ДТП. Все данные должны соответствовать у обоих сторон.
- Пункт третий включает в себя данные о количестве поврежденных транспортных средств. Для оформления данного плана их должно быть исключительно две штуки.
- В четвертом пункте указывается количество пострадавших. Для заполнения европротокола пострадавших быть не должно, ставят прочерк.
- В пункты 5-6 необходимо также ставить прочерки, так как в них указывается наличие водителей в нетрезвом состоянии и материальный ущерб третьим лицам.
- Седьмой заполняется свидетелями происшествия, то есть понятыми. Указываются их контактные данные, ФИО. В случае если свидетелей нет — прочерк.
- Восьмой пункт — также ставится прочерк, так как он гласит об оформлении документов сотрудниками Госавтоинспекции.
- С девятого по тринадцатый пункт водители заполняют самостоятельно. Там указывается номер водительского удостоверения, доверенности, страховой полис, основные документы.
- Тринадцатый пункт — это место, где произошел удар. Стрелка указывает на первое пострадавшее место.
- В четырнадцатом пункте перечисляется наличие и характеристики всех повреждений.
- В пятнадцатом указываются замечания.
- Шестнадцатым вносится акт обстоятельства дорожно-транспортного происшествия.
- Семнадцатый пункт — это схемы ДТП, направление движения, наличие дорожных знаков, разметка.
- Последний — свидетельство водителя, удостоверяющее подлинность данного документа, то есть подпись.
Оформление второй стороны
В разделе о том, что такое европротокол, мы говорили и о втором бланке. Вторая сторона состоит из семи пунктов.
- Первый параграф состоит из анкеты, в которой отмечается основная информация об участниках ДТП.
- Во втором пункте также нужно указать обстоятельства ДТП, характеристики и факторы происшествия: дату, время, место, маневры водителей, скорость с которой двигались автомобили.
- Третий пункт — это сопутствующие обстоятельства, в том случае если управление транспортным средством осуществлялось третьим лицом.
- Четвертый и пятый — общее количество участников и понесенный ущерб. Шестой пункт также отмечается галочкой.
- Седьмой пункт — это примечание.
Удачи на дорогах!