Наезд на сплошную линию: ответственность. Разметка проезжей части дороги
Все автолюбители знают, что нельзя нарушать разметку. А как сотрудники ГИБДД определяют нарушение это или нет? Что считать нарушением, а что нет? Считается ли наезд на сплошную линию одним колесом нарушением, и если да, то как его классифицировать? Ответы в этой статье.
Функции разметки
Несмотря на то что каждый водитель почти все время сталкивается с дорожной разметкой на проезжей части, к сожалению, не все понимают, что она означает. Например, многие водители не знают, что прерывистая линия бывает нескольких видов, а именно, с одинаковыми короткими линиями и с постепенно удлиняющимися. В первой ситуации - это 1.5, а во втором – 1.6, она предупреждает о скором появлении "сплошной".
Хотя многие водители либо не придают этому значения, либо считают, что дорожные службы случайно или по недосмотру рисуют неравномерные линии разметки, не понимая, что это совсем другой тип полосы, несущий в себе определенный смысл.
И это не единичный случай. Доходит до того, что некоторые водители всерьез утверждают, что штраф за пересечение двойной сплошной линии разметки в два раза выше, чем за нарушение одинарной сплошной. Что, конечно, не так.
Тем не менее у каждого типа дорожной разметки есть свои определенные функции. Они связаны, как правило, с запретом или разрешением совершать какие-либо действия или маневры, например, обгон, поворот, разворот перестроение, остановку.
Виды разметки
Если спросить у автомобилистов, какие бывают типы разметки проезжей части, то большинство назовет только три: «сплошная», «двойная сплошная» и «прерывистая». В целом, конечно, это верно, потому что остальные варианты разметки являются либо вариациями указанных, либо сочетанием двух видов.
Это справедливо, если не учитывать особые изображения на дороге, которые несут дополнительную информацию, также считающиеся дорожной разметкой. Это могут быть обозначения автобусных и велосипедных дорожек, дорожных знаков, наименований трасс и прочих информационных обозначений.
Тем не менее самыми часто встречающимися являются: 1.1 – «сплошная»; 1.3 – «двойная сплошная»; 1.5 – «прерывистая»; 1.11 – сочетание "сплошной" и "прерывистой" ; 1.6 – прерывистая линия разметки, которая предупреждает о появлении «сплошной»; 1.7 – прерывистая, обозначающая полосы движения на перекрестке; 1.2 – сплошная, показывающая обочину дороги; 1.4 – желтая сплошная линия, обозначающая либо временную разметку, либо место, где запрещено останавливаться. Еще можно упомянуть разметку 1.8 – толстая прерывистая линия, обозначающая границу между линией разгона и торможения.
Сплошная линия разметки
Это самая «знаменитая» линия разметки. К тому же она очень важна для организации дорожного движения, так как разделяет встречные потоки. Без нее, возможно, было бы гораздо больше лобовых столкновений при обгоне, что чревато трагичными последствиями.
Еще одним немаловажным обстоятельством является то, что за нарушение «сплошной» при выезде на встречную полосу предусмотрено серьезное наказание – штраф 5000 рублей или лишение "прав" на срок до полугода. Причем нарушением считается не только выезд за пределы линии всем корпусом автомобиля, но и просто наезд на «сплошную» при повороте. Это, конечно, спорный момент.
Некоторые водители умудряются преподнести это в суде как неправильное положение автомобиля на проезжей части, за что штраф существенно меньше. Но, так как даже наезд на линию одним колесом несет в себе существенную опасность лобового столкновения, тем более на повороте, то сотрудники ДПС, скорее всего, будут оценивать это как нарушение разметки 1.1. Это надо иметь в виду и реально себе представлять, что означает сплошная линия на дороге, и чем грозит ее нарушение.
Советы опытных автомобилистов
Многие автомобилисты не верят, что за наезд на двойную сплошную или одинарную можно получить «лишение». Тем не менее в различных ситуациях инспекторы ДПС могут на этом настоять и даже доказать. Но случай случаю рознь. Есть много прецедентов, когда за наезд на сплошную линию водители получали штраф в одну – полторы тысячи рублей за неправильное расположение на проезжей части. Здесь, как и всегда, все зависит от нюансов: как именно автомобиль наехал на разметку, в каком направлении двигался, с какой скоростью и так далее.
Кроме того, очень важно, как водитель на месте сможет аргументировать свою позицию и доказать невиновность. Безусловно, бывают случаи, когда это сделать не удается и дело идет в суд, а последний признает, что водитель неправ и устанавливает санкцию.
Поэтому, выслушав советы опытных водителей, можно сделать несколько выводов:
- Во-первых, во избежание неприятностей не стоит даже немного наезжать на линию, это позволит сэкономить время и нервы.
- Во-вторых, нужно помнить про буквальную трактовку пунктов ПДД. Можно их зачитать инспектору и доказать, что совершенный наезд «не тянет» на нарушение разметки с выездом на "встречку", что карается лишением, а подходит под ситуацию неправильного расположения автомобиля на дороге, что наказывается штрафом до 1500 рублей.
Можно упомянуть и про статью 2.9 КоАП РФ, которая вводит понятие малозначительности нарушения. В некоторых случаях суд может признать нарушение малозначительным, если никакого вреда и опасности окружающим не было причинено, и освободить водителя от административного наказания. Все зависит от того, как грамотно водитель преподнесет факты и представит аргументы сначала инспектору ДПС, а потом и в суде, если до этого дойдет.
Санкции за нарушение
За наезд на «сплошную» одним колесом штраф составляет либо 5000 рублей, либо "лишение" до 6 месяцев, потому что сотрудники ГИБДД трактуют это как выезд на "встречку" в нарушение предписаний дорожной разметки. Но бывают случаи, когда особо грамотным и настойчивым водителям удается снизить жесткость наказания до штрафа в полторы тысячи рублей за неправильное расположение автомобиля на дороге.
Однако, чтобы определить, кто прав, нужно видеть момент нарушения в динамике. В любом случае, кто прав, кто виноват, решает суд. Однозначно эту ситуацию разрешить нельзя. Каждый случай уникален. Единственным правильным решением будет не совершать наезд на сплошную линию, не давать повода сотрудникам ГИБДД привлечь водителя к ответственности.
Нормативно-правовая база
Как у всех правоотношений, у этого тоже есть нормативно-правовая база. Наказание за наезд на сплошную линию регламентируется статьей 12.15 КоАП РФ. Кроме того, регламентация правильных действий присутствует непосредственно в своде ПДД. Также для классификации наезда одним колесом на разделительную линию, как малозначительного, можно применить положения статьи 2.9 КоАП РФ. Однако это уже решает суд. Что касается наезда на двойную сплошную, то здесь применяется такое же наказание, как и за нарушение одинарной "сплошной".
В заключение
К сожалению, очень часто сложно разобраться, что называется «постфактум», какое нарушение произошло, как его классифицировать и какие санкции применять. Все зависит от конкретных обстоятельств. Это справедливо и для наезда на сплошную линию. В этом случае можно «отделаться» штрафом» или получить «лишение».
Для того чтобы уберечь себя от разбирательства, сохранить время, нервы и деньги не нужно допускать ни малейшего намека на наезд на «сплошную». Всегда надо помнить, что ПДД нужно обязательно соблюдать, чтобы избежать негативных последствий.