Водительское удостоверение нового образца - расшифровка новых категорий и подкатегорий
Каждый из нас на дороге может быть пешеходом или пассажиром, но не каждому предоставляется возможность обладать правом управлять транспортным средством (далее – ТС). Именно тот, кто прошел обучение по программам подготовки водителей ТС на определенные категории/подкатегории, получил подтверждающий документ, не имеет медицинских противопоказаний, сдал экзамен в ГИБДД и получил права, допускается к участию в дорожном движении в качестве водителя. Узнать о водительском удостоверении нового образца, расшифровке его предназначения, вы сможете в этой статье.
Из страниц прошлого
В 70-х годах прошлого столетия наша страна присоединилась к международной Венской конвенции в сфере дорожного движения. В бланки водительских удостоверений были введены графы с категориями: A, B, C, D, E. Разрешающая отметка напротив соответствующей категории давала право на управление определенным видом автотранспорта:
- категория А – право на управление мототранспортными средствами;
- В – легковыми автомобилями, у которых масса не больше 3500 кг и число мест для сидения пассажиров, кроме водителя, не превышает 8;
- С – грузовыми с разрешенной максимальной массой (РММ) от 3,5 тонн;
- D – автобусы с 8 и более сидячими местами, исключая водителя;
- Е – для управления категориями В, С, D с прицепом.
Право на управление трамваем, троллейбусом подтверждалось соответствующей отметкой в ВУ.
В целях исполнения международных обязательств на основании дополнений, внесенных в Венскую конвенцию 2006 г., приказом МВД России № 365 2009 г. был введен новый бланк удостоверения водителя, который действует и в настоящее время. Образцы ВУ, которые были введены приказом МВД РФ 1999 г. № 120, в марте 2011 года утратили силу.
Водительское удостоверение образца 2009 года
Приведенное в соответствии с требованиями международного стандарта описание водительского удостоверения можно представить следующим образом:
- цветная пластиковая карточка прямоугольной формы с закругленными углами размером 85,6 x 54 мм, изготовленная полиграфическим способом, имеющая защитную сетку и покрытая специальной пленкой;
- с одной стороны удостоверения голубой цвет плавно переходит в розовый, а с другой слияние этих цветов происходит, наоборот, с розового в голубой.
На лицевой стороне:
- слова «водительское удостоверение» выполнены сиреневым цветом и располагаются в верхней части бланка;
- в левой части на сером фоне размещается цветное фото владельца размерами 21 x 30 мм, над ней располагается изображение знака РФ «RUS»;
- для придания определенного стиля в нижней части удостоверения серым фоном нанесен рисунок автодороги с линиями разметки, расположенными горизонтально;
- в центре размещаются личные данные водителя, его адрес, личная подпись, дата выдачи и окончание срока действия ВУ, код подразделения ГИБДД, номер удостоверения, разрешенные категории.
Сторона на обороте содержит:
- штрих-код размером 10 x 42 мм, который необходим для автоматизированного учета;
- справа внизу красным цветом нанесена 4-значная цифровая серия и номер удостоверения из 6 цифр, с левой – размещена информация о предприятии-изготовителе.
Посередине изображена таблица, в которую вносятся следующие сведения:
- В столбце 9 размещены категории, подкатегории ТС и пиктограммы к ним.
- В 10-м указывается дата приобретения права управления.
- В столбце 11 – день, когда оканчивается «срок годности» удостоверения для определенной категории/ подкатегории.
- В 12-м могут содержаться сведения об ограничениях права управления средствами передвижения.
Под таблицей в пункте 14 располагаются равные для всех категорий, подкатегорий ТС ограничения в действии ВУ, а также сведения, касающиеся владельца. К более подробной расшифровке водительского удостоверения нового образца перейдем далее.
Классификация
В этом разделе рассмотрим, какие подкатегории появились в водительском удостоверении вдобавок к уже имеющимся.
По сравнению с прошлым веком внешний вид автомобилей значительно изменился, вместе с этим поменялась и их классификация. В ПДД все права вождения разделили на различные виды в зависимости от отнесения ТС к той или иной категории/подкатегории, которые отличаются массой, мощностью двигателя, количеством колес, мест для пассажиров и пр.
В связи с этим количество категорий в водительском удостоверении нового образца увеличилось вдвое.
Согласно техрегламенту Таможенного союза в сфере безопасности, ТС разделились на виды:
1. Мототранспортные средства (L). К ним относят:
- мотовелосипеды, мопеды, мокики (L1, L2);
- мотороллеры, мотоциклы, трициклы (L3, L4, L5);
- квадрициклы (L6, L7).
2. Транспортные средства, предназначенные для пассажиров (М). Распределились на:
- легковые автомобили (М1);
- троллейбусы, автобусы, специализированные ТС (М2, М3).
3. Грузовые автомобили (N). Их поделили по весу:
- не больше 3,5 тонн (N1);
- 3,5 - 12 т (N2);
- более 12 тонн (N3).
4. Прицепы (О). Допустимую массу распределили так:
- не более 0.75 тонн (О1).
- 75 – 3,5 т (О2).
- 5 - 10 т (О3).
- более 10 тонн (O4).
Данное деление ТС содержит требования, излагаемые к техническому состоянию автомобилей.
К имеющимся видам A, B, C, D были добавлены новые категории: А1, В1, С1, D1, ВЕ, СЕ, С1Е, DE, D1Е, М, Tm, Tb. Более подробно о них поговорим далее.
Новшества в правах
Разъяснения новых категорий в правах дается в ст. 25 Закона РФ, регулирующего безопасность дорожного движения. В данной статье описываются различающие признаки и технические характеристики автотранспорта, на управление которым необходимо специальное право. В виде символов и пиктограмм каждый вид ТС размещен в соответствующем месте бланка водительского удостоверения нового образца, расшифровка категорий в этом месте не приводится.
Сейчас в нашей стране действуют 10 категорий и 6 соответствующих им подкатегорий. Как видно, их число значительно увеличилось по сравнению с предыдущим периодом (с 5 до 16).
Обозначение категорий водительских прав нового образца представляется в следующем виде:
- кат. А, В, С, D, ВЕ, СЕ, DE, М, Tm, Tb;
- подкат. – А1, В1, С1, С1Е, D1, D1Е.
Мототранспортные средства
1. A - мотоциклы. Данный тип ТС в водительском удостоверении дает разрешение на управление любыми мотоциклами, в т. ч. с коляской. Подтверждает также право на вождение ТС подкатегорий A1 и B1, имеющих мотоциклетную посадку/руль такого типа.
ПДД описывает признаки подобных ТС следующим образом:
- два колеса;
- с боковым прицепом/без него;
- масса не больше 400 кг (в снаряжении);
- объем двигателя более 125 см3.
В вышеупомянутом техническом регламенте (далее – ТР) к мототранспортным средствам относится кат. L. Право на управление таким видом ТС предоставляется лицам от 18 лет:
2. A1 - легкие мотоциклы. Было бы неправильно считать категорию A1 именно таковой, поскольку данный вид в соответствии с вышеуказанной статьей федерального закона является подкатегорией. A1 - это мотоциклы, имеющие:
- двигатель внутреннего сгорания (ДВС) рабочим объемом до 125 см3,
- его максимальная мощность до 11 киловатт.
Существенная особенность состоит в том, что приобрести право на управление данным средством передвижения можно с шестнадцатилетнего возраста.
3. M - разрешает ездить на мопеде и легком квадрицикле. К мопедам относятся механические ТС, обладающие следующими признаками:
- два-три колеса;
- максимальная скорость не более 50 км/ч,
- двигатель ВС объемом до 50 см3/электродвигатель максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки в диапазоне 0,25 - 4 кВт.
Квадрициклы с аналогичными техническими характеристиками приравниваются к мопедам.
Право на управление ТС кат. M дает любая из имеющихся в ВУ категорий или подкатегорий. Исключение составляет удостоверение тракториста-машиниста.
Пассажирские
1. B - к ней относятся легковые автомобили:
- с РММ до 3500 кг;
- для перевозки пассажиров;
- число сидячих мест не больше 8, кроме водительского.
В соответствии с обозначенными требованиями допускается управлять микроавтобусами, небольшими грузовиками и джипами (в ТР к данному виду относятся кат. М и N1). Права на данный вид ТС выдаются с 18 лет.
Движение в составе с прицепом должно осуществляться при соблюдении следующих условий:
- РММ прицепа до 750 кг;
- прицеп с большей массой не должен быть тяжелее автомашины без нагрузки;
- вес общего состава ТС должен равняться 3,5 т или быть менее этой цифры.
В качестве примера: пусть максимальный вес автомобиля 1900 кг, без нагрузки - 1400 кг (пункт 14, 15 паспорта ТС). Если присоединить прицеп массой 1300 кг, то общее значение будет 3200 кг, что не превышает установленного показателя.
2. Подкатегория B1: трициклы, квадрициклы. Обратите внимание, виды транспорта «квадрИцикл» и «квадрОцикл» различны, поэтому для управления первым обычные права на управление вторым видом не подойдут.
ТС этого типа напоминают небольшой автомобиль, они имеют 3-4 колеса, автомобильный руль, с места для водителя и пассажиров. Небольшая мощность двигателя таких машин не дает развивать скорость больше 50 километров в час.
3. D - к указанной категории относят следующие автомобили:
- для перевозки пассажиров;
- более 8 сидячих мест, не считая водительского;
- может быть прицеп с массой до 750 кг.
К таким ТС относят:
- троллейбусы,
- автобусы,
- специализированные пассажирские (ТР – М2, М3).
Водитель кат. D может вести небольшие автобусы (D1). Они обычно используются в качестве маршрутных такси, а также бывают многоместными туристическими.
Управлять сочлененными автобусами (с гармошкой) с кат. D не разрешается, необходимо открытие кат. DE. Также это необходимо и для буксировки прицепов весом от 750 кг.
4. D1 - это небольшие автобусы вместимостью 8-16 сидячих мест, помимо водительского. ТС этого вида могут использоваться в составе с прицепом до 750 кг. По назначению автобусы классифицируются так:
- пригородные/городские,
- местного сообщения/междугородные.
В нашей стране хорошо эксплуатируются микроавтобусы импортного производства, некоторые из них имеют количество мест более 16, поэтому подкатегории D1 в данном случае будет недостаточно.
Для буксировки прицепов, РММ которых от 750 кг, а также управления автобусами «гармошкой» (сочлененными) требуется ВУ категории DE.
Специальные пассажирские
1. DE. К данной группе относят авто категории D, соединенные с прицепом. РММ при этом должна быть более 750 кг, сюда же относятся и автобусы «гармошкой».
2. D1E. Условия для отнесения ТС к данной подгруппе:
- к ней относят автомобили кат. D1,
- имеется прицеп с РММ свыше 750 кг, но не больше массы авто без нагрузки;
- пассажиры в прицепе не перевозятся;
- масса всего состава целиком должна быть не более 12 000 кг.
3. Tm и Tb. Эти категории проставляются в ВУ, если человек имеет право на управление трамваем/троллейбусом.
4. BE. Требуется для вождения ТС кат. B с тяжелым прицепом от 750 кг, при условии, что масса такого состава более 3,5 т. На самом деле, подкатегории ВЕ не существует, как думают некоторые, т. к. она также относится к основным категориям.
Грузовики
1.С - грузовые машины (≥ 3,5 тонн). С категорией С в правах вы вправе управлять машинами, предназначенными для перевозки грузов в кузове или на грузовой платформе.
Грузовики здесь могут быть:
- средние (3500 - 7500 кг);
- тяжелые (больше 7500 кг);
- с прицепом ≤ 750 кг.
Обращаем внимание, что указанная категория не предоставляет права управления небольшими (меньше 3500 кг) грузовиками и легковушками.
2. С1 - к данной подкатегории относятся грузовые автомобили среднего класса, масса которых в диапазоне 3500-7500 кг. Также разрешено движение с прицепом не более 750 кг. Если у вас уже открыта категория С, вы можете управлять ТС из подгруппы С1.
Специальные грузовики
- CE - это грузовики с прицепом, при этом РММ последнего должна быть ≥ 750 кг.
- C1E - к ней относят средние грузовики:
- соединенные с прицепом ≥ 750 кг, но не больше массы авто без нагрузки;
- общая РММ состава не свыше 12 тонн.
На этом мы окончим расшифровку водительского удостоверения нового образца. Далее поговорим об условиях выдачи прав на данные категории/подкатегории. Коснемся также темы профподготовки и экзамена в ГИБДД.
Условия для получения прав
Правомочие на управление ТС кандидату в водители будет предоставлено при следующих условиях:
- Достижение соответствующего возраста.
- Наличие заключения медиков о том, что не имеется противопоказаний к вождению.
- Подтверждение факта прохождения профобучения (в автошколе).
- Сдача соответствующего экзамена в Госавтоинспекции.
Допустимый возраст
Разрешается управлять ТС следующим лицам:
- ТС кат. M и подкатегории A1 - лицам от шестнадцати лет;
- кат. В, А, С, и подкатегорий C1, В1 - с восемнадцатилетнего возраста;
- механическими средствами кат. Tm, D,T и подкатегории D1 - по достижению двадцати одного года.
Профессиональная подготовка
Для каждой категории в ВУ Минобрнауки РФ создало основные программы профобучения водителей ТС определенных категорий/подкатегорий, которые были утверждены приказом 2013 г. № 1408.
Права на автомат и на механику вы можете получить, пройдя обучение в образовательных учреждениях (автошколах), осуществляющих такой вид деятельности. Сдача экзамена в ГИБДД на автомобиле с коробкой переключения передач (КПП) на механике предоставляет право и на управление ТС с автоматической КПП.
Экзамен в ГИБДД
Зачастую граждане, не имея представления об общей процедуре получения прав, задаются вопросом - как открыть категорию А1. Для того чтобы пройти соответствующий тест и получить ВУ, кандидату в водители необходимо обратиться в любое отделение Госавтоинспекции, уполномоченное на совершение данных действий, с письменным заявлением и (или) заявлением, поданным в электронном виде.
Также нужно представить на обозрение документы:
- заявление;
- документ, удостоверяющий личность (паспорт);
- медзаключение о том, что противопоказаний к управлению ТС не имеется;
- документ об обучении в автошколе;
- ВУ (если имеется).
В экзаменационном подразделении после проверки полноты и соответствия всех представленных документов Вам будет назначена дата, время и место проведения экзамена. По результатам сдачи теоретической и практической его частей должностным лицом принимается решение о выдаче ВУ.
В завершение статьи хочется отметить, что деление средств передвижения на категории и подкатегории предусмотрено техническими и международными нормами с целью организации безопасного дорожного движения.