Как избежать штрафа за тонировку: важная информация для автомобилистов

Тонированные стекла в автомобиле - давняя традиция российских автовладельцев. Однако законодательство последних лет существенно ужесточило требования к светопропускной способности автомобильных стекол. Многие автолюбители сталкиваются с проблемой штрафов за нелегальную тонировку. Давайте разберемся, какие правила действуют сегодня, и есть ли возможность избежать штрафов.

Требования к тонировке в 2023 году

Основные требования к автомобильной тонировке регламентируются ГОСТ 32565-2013 и Техническим регламентом Таможенного союза ТР ТС 018/2011. Согласно этим документам, светопропускная способность тонировочного покрытия должна составлять:

  • Для лобового стекла - не менее 75%
  • Для передних боковых стекол - не менее 70%
  • Для задних стекол - без ограничений

Кроме того, тонировка не должна вызывать визуальных искажений предметов. Эти нормы действуют на всей территории РФ вне зависимости от региона.

Проверка тонировки инспектором

Проверка законности тонировки осуществляется инспектором ДПС визуально или с помощью специального прибора - тауметра.

Порядок проверки тонировки выглядит следующим образом:

  1. Инспектор оценивает светопропускание визуально и делает предварительный вывод о нарушении
  2. Производится замер тауметром в нескольких точках стекла
  3. Результаты замера заносятся в протокол осмотра
  4. При подтверждении нарушения составляется протокол об административном правонарушении

Водитель имеет право присутствовать при всех замерах и знакомиться с протоколом осмотра. Однако отказ от замера или препятствование его проведению также является нарушением.

Штрафы за нелегальную тонировку

Ответственность за нарушение требований к автомобильной тонировке предусмотрена ч.3.1 ст.12.5 КоАП. Размер штрафа составляет:

  • Для водителей - 500 рублей
  • Для должностных лиц - от 500 до 800 рублей
  • Для юридических лиц - от 5 000 до 10 000 рублей

Оплатить штраф можно со скидкой 50% в течение 20 дней.

Обжаловать штраф также можно в течение 10 дней с момента вынесения постановления. Основаниями для обжалования могут быть:

  • Нарушение порядка проверки и замера тонировки
  • Недоказанность вины
  • Неправильное применение норм закона

Однако на практике результативность таких жалоб невысока. Поэтому главный способ избежать штрафов - это выбрать правильную тонировку изначально.

Окно автомобиля с легальной пленкой

Особенности тонировки лобового стекла

Тонировка лобового стекла имеет наиболее жесткие ограничения по светопропусканию - не менее 75%. На практике даже самые легкие пленки часто не укладываются в эти рамки.

Чтобы обойти запрет на тонировку лобового стекла, некоторые автовладельцы применяют цветные полосы шириной около 20 см в верхней и нижней части стекла. Однако такая хитрость позволяет избежать штрафа далеко не всегда. При желании инспектор может замерить светопропускание в любой точке стекла.

Более надежный, хоть и не абсолютно законный способ - использование съемной тонировочной пленки, которую можно быстро демонтировать при появлении инспектора ДПС.

Съемная тонировка

Съемные тонировочные пленки позволяют быстро изменить внешний вид автомобиля и степень затемнения стекол. К преимуществам съемной тонировки можно отнести:

  • Возможность использовать запрещенные виды тонировки
  • Быстрый демонтаж перед проверкой ГИБДД
  • Экономия на штрафах

Однако стоит понимать, что такая тонировка является незаконной. При обнаружении факта использования съемной пленки штраф будет неизбежен. К тому же, попытки скрыть или демонтировать пленку также являются административным правонарушением.

Проверка тонировки на трассе зимним утром

Как не попасться на съемной тонировке

Несмотря на кажущуюся привлекательность, съемные тонировочные пленки несут в себе риски. Рассмотрим, как их можно минимизировать.

  1. Устанавливать съемную пленку нужно аккуратно, без складок и пузырей
  2. Ни в коем случае нельзя демонтировать пленку при инспекторе
  3. Обязательное видеофиксирование всего процесса проверки ГИБДД

При соблюдении этих правил вероятность разоблачения существенно снижается. Также важно знать юридические тонкости для защиты своей позиции.

Юридические аспекты съемной тонировки

Хотя многие считают съемную тонировку полулегальным способом обхода запретов, юридически она ничем не отличается от обычной тонировки.

Согласно разъяснениям Верховного суда РФ, ответственность наступает за сам факт наличия на автомобиле незаконной тонировки в момент проверки. При этом не имеет значения, является она съемной или нет.

То есть формально установка такой пленки уже является нарушением. А факт ее демонтажа при инспекторе может повлечь обвинение в попытке скрыть нарушение.

Максимальные сроки штрафа за тонировку в 2018 году

В 2018 году были ужесточены санкции за нарушение требований к тонировке. Теперь помимо штрафов закон предусматривает:

  • Обязательные работы на срок до 100 часов
  • Административный арест на срок до 15 суток

По статистике, максимальный штраф за тонировку в 2018 году для граждан составлял 5 000 рублей, а для должностных лиц - 20 000 рублей. Но возможен и арест.

Какая тонировка разрешена на передние стекла

Чтобы не нарваться на штрафы и избежать конфликтов с инспекторами, выбирайте пленку с допустимым уровнем тонировки:

  • Для лобового стекла - 75% пропускания света
  • Для передних боковых стекол - 70% пропускания света

При этом обязательно нужно сохранять документы об установке такой пленки на СТО, чеки и гарантийные талоны. Это поможет при обжаловании штрафа.

Когда могут выписать штраф за тонировку

Штраф за незаконную тонировку может быть выписан в следующих случаях:

  • При превышении допустимого уровня светопоглощения
  • При наличии искажений цветопередачи и визуальных эффектов
  • За отказ предоставить автомобиль для проверки тонировки
  • За демонтаж пленки или иное препятствование проверке

Также штраф выписывают, если тонировка установлена с нарушением технологии или имеет внешние дефекты вроде пузырей и отслоений.

Можно ли оспорить штраф за тонировку

Да, штраф за тонировку можно обжаловать в следующих случаях:

  1. Нарушена процедура проверки и замера тонировки
  2. Имеются сомнения в калибровке измерительного прибора
  3. Тонировка установлена в соответствии с регламентами

Для обжалования штрафа необходимо собрать максимум доказательств своей позиции и написать мотивированную жалобу в вышестоящие инстанции.

Практика выписывания штрафов за тонировку

На практике последних лет сложилась тенденция к все более активному выписыванию штрафов инспекторами ДПС при малейших отклонениях:

  • Даже за 5% недостатка светопропускания
  • За едва заметные визуальные эффекты
  • По доносам и анонимным жалобам

Поэтому при установке тонировки стоит запастись документами и готовиться к возможным проверкам.

Региональные особенности выписывания штрафов

Несмотря на единые федеральные требования, в разных регионах России складывается своя практика штрафов за тонировку. Где-то инспекторы придирчиво соблюдают все нормы, а где-то закрывают глаза на небольшие отклонения.

Самые строгие требования предъявляют в крупных городах вроде Москвы и Санкт-Петербурга. Здесь будут штрафовать даже за 1-2% отклонения светопропускания. В маленьких городках и селах к таким вопросам подходят лояльнее.

Сезонность выписывания штрафов

Количество выписанных штрафов за тонировку также зависит от времени года. Летом и осенью, когда темнеет позже, инспекторы менее придирчивы к небольшим нарушениям.

Пик активности приходится на весну, когда сотрудники ГИБДД стремятся выполнить план по штрафам. Именно в этот период стоит быть особенно осторожным.

Влияние штрафов на цену тонировки

Рост числа штрафов и ужесточение ответственности в последние годы привели к существенному подорожанию качественной тонировки.

Если раньше хорошую пленку можно было купить за 1-2 тысячи рублей, то сейчас цены ведущих брендов стартуют от 4-5 тысяч.

Это связано с использованием инновационных технологий и дорогостоящих материалов, позволяющих гарантировать законность тонировки.

Несмотря на ужесточение практики последних лет, в перспективе возможно некоторое смягчение запретов на автомобильную тонировку.

В Госдуму регулярно вносятся законопроекты с предложениями ослабить нормы для водителей личного транспорта и сохранить ограничения только для общественного транспорта.