Разрешенная нагрузка на ось. Ответственность за перегруз грузового автомобиля
Узнайте все о разрешенной нагрузке на ось грузового автомобиля и ответственности за ее превышение. Эта информация поможет избежать крупных штрафов и простоя техники.
Понятие нагрузки на ось грузового автомобиля
Под нагрузкой на ось понимается масса, соответствующая нагрузке, передаваемой осью на опорную поверхность. Для грузовых автомобилей этот показатель является одним из основных и используется при проектировании и эксплуатации.
Осевая нагрузка - это нагрузка от массы автомобиля, передаваемая на дорожную поверхность колесами одной оси.
Между полной массой грузовика и нагрузкой на ось существует следующая взаимосвязь:
Масса автомобиля (Ма) | = | Нагрузка на переднюю ось (Нпо) + Нагрузка на заднюю ось (Нзо) |
Таким образом, зная полную массу грузовика и количество осей, можно рассчитать предельную нагрузку на ось.
Нормы допустимой нагрузки на ось в зависимости от количества осей и типа подвески
Существуют определенные пределы допустимой нагрузки на ось, которые нормируются в зависимости от:
- Количества осей
- Типа подвески (пневматическая, рессорная и т.д.)
- Наличия односкатных или двускатных колес
Для двухосных грузовиков эти пределы составляют 1:
- До 10 тонн на ось при пневматической подвеске и сдвоенных колесах
- До 6 тонн на ось в остальных случаях
Превышение установленных норм влечет за собой ответственность.
Правила увеличения разрешенной нагрузки на ось при определенных условиях
При наступлении зимних условий допускается увеличение предельных значений нагрузки на ось грузового автомобиля. Это связано с тем, что при промерзании грунта прочность дорожного покрытия повышается.
При промерзании грунта на 0,4 м и более допустимые нагрузки на ось можно увеличить до 1,8 раз для дорог 1-2 категории и до 2,9 раз для дорог 5 категории 2.
Об увеличении допустимых нагрузок должны быть установлены соответствующие дорожные знаки и информация на сайте владельца дороги.
Ответственность за превышение допустимой нагрузки на ось
За нарушение норм допустимой нагрузки на ось для водителя и транспортной компании предусмотрены следующие виды ответственности:
- Административный штраф
- Лишение прав
- Конфискация транспортного средства
- Уплата вреда, причиненного дорогам
Размер штрафа зависит от степени превышения допустимых нагрузок и может достигать 500 тыс. рублей .
Кроме того, перегруженный грузовик не имеет права продолжать движение и подлежит разгрузке на месте с последующей повторной догрузкой с соблюдением норм.
Как определяют перегруз грузового автомобиля
Выявление перегрузов по нагрузке на ось производится с помощью специальных весов, которые бывают двух типов:
- Динамические (определяют вес в движении)
- Статические (на них автомобиль взвешивается в неподвижном состоянии)
При обнаружении перегруза в динамическом режиме транспортное средство выводится из потока для повторной проверки на статических весах, имеющих более высокую точность измерений.
Оспаривание результатов взвешивания и действия водителя
Водитель грузового автомобиля имеет право присутствовать при его взвешивании и контролировать соблюдение установленных процедур.
В частности, он может:
- Потребовать предоставления документации по поверке весов
- Проверить наличие свидетельства о поверке
- Потребовать проведения контрольного взвешивания
- Зафиксировать нарушения в соответствующих документах
Если при взвешивании были допущены нарушения, водитель может обжаловать полученные результаты.
Штрафы за перегруз автомобиля
За перевозку грузов с превышением допустимой нагрузки на ось КоАП РФ предусмотрены следующие штрафы:
- Превышение до 10% - от 5 до 10 тыс. руб;
- Превышение от 10 до 25% - от 10 до 15 тыс. руб;
- Превышение от 25 до 50% - от 15 до 20 тыс. руб.
При превышении более чем на 50% штраф может составлять от 300 до 500 тыс. руб. Кроме того, транспортное средство не имеет права продолжать движение.
Ограничение нагрузки ось грузовых автомобилей по категориям дорог
В зависимости от категории автодороги устанавливается допустимая для нее максимальная нагрузка ось:
- Для дорог I-II категории - до 10 тонн на ось
- Для дорог III-IV категории - до 6 тонн на ось
- Для дорог V категории - до 6 тонн на ось
Такие ограничения призваны предотвратить преждевременный износ дорожного покрытия под воздействием повышенных нагрузок.
Требования к размещению и креплению груза
Для соблюдения нормативов по осевым нагрузкам большое значение имеет правильная загрузка транспортного средства с оптимальным распределением груза.
В частности, груз должен быть размещен и закреплен таким образом, чтобы максимальная нагрузка ось не превышалась ни на одной из осей.
Кроме того, необходимо контролировать положение центра тяжести, который может смещаться в процессе движения.
Контроль центра тяжести при транспортировке
При транспортировке грузов важно отслеживать положение центра тяжести. Его смещение может привести к перераспределению нагрузки между осями и нарушению допустимых норм.
Центр тяжести груженого автомобиля должен располагаться на одной вертикали с центром тяжести порожнего.
Для контроля положения центра тяжести используют специальные датчики и приборы, а также проводят визуальный осмотр размещения груза.
Устройства для перераспределения нагрузки между осями
Существуют системы, позволяющие в процессе движения перераспределять осевые нагрузки в случае их превышения.
К таким устройствам относится, например, система Load Spread Program компании Schmitz. Она автоматически снижает давление в пневмоподушках задней оси полуприцепа для разгрузки передней оси тягача.
Проверка загрузки автопоезда перед выездом
Перед началом движения рекомендуется произвести контрольное взвешивание автопоезда и убедиться, что фактические осевые нагрузки не превышают допустимых норм.
Это позволит предотвратить на дороге ситуации, требующие перегрузки или штрафы за перевес.
Выбор оптимального маршрута движения
С учетом допустимых осевых нагрузок необходимо заранее прокладывать рациональный маршрут, включающий дороги соответствующих категорий.
Это позволит изначально исключить участки, где возможно превышение разрешенных нагрузок из-за технических характеристик дорожного полотна.
Учет времени года и погодных условий
При планировании маршрутов следует принимать во внимание время года и текущие погодные условия.
Как отмечалось ранее, в зимний период допускается увеличение предельных нагрузок на ось на отдельных участках. Эту информацию необходимо учитывать.
Кроме того, в дождливые периоды и во время оттепелей возрастает вероятность проседания грунта, что требует снижения скорости и осевых нагрузок.
Влияние износа шин и технического состояния подвески
На распределение веса между осями автопоезда влияет также степень износа шин на различных мостах.
Разница в давлении и геометрии протектора шин может приводить к перекосу и увеличению нагрузки на одну из сторон.
Аналогичным образом сказывается и техническое состояние элементов подвески (рессор, амортизаторов и т.д.).
Взаимодействие с ГИБДД при выявлении нарушений
Если в ходе взвешивания выявляется превышение допустимой нагрузки на ось, необходимо в корректной форме взаимодействовать с представителями ГИБДД.
Это позволит избежать конфликтов и облегчит процедуру обжалования штрафов в случае выявленных нарушений при взвешивании.