Международные права и российские права: различие. Кому нужны международные водительские права
Всем жителям России известно о необходимости получить права при желании водить машину. Нет никакого секрета и в самой процедуре получения прав. Но вот о том, что существует еще и другой их вид - международные, осведомлены далеко не все. В чем различие прав российских и прав международных? Какова процедура получения последних? И, наконец, с какими правами ехать за границу?
Получение российских прав: краткая памятка
Процесс получения водительских прав в России прост и наверняка не является секретом для большей части населения. Сейчас на права сдают люди любых возрастов, начиная с восемнадцати лет. Все же, чтобы в дальнейшем удобнее было говорить об иностранных водительских правах, напомним, как же происходит становление пешехода водителем и насколько длительная эта процедура.
Тому счастливому моменту, когда в ГИБДД новому водителю выдаст его заветное удостоверение, предшествует несколько предварительных этапов:
- Прийти в школу вождения и записаться на курсы.
- Выучить теорию, успешно пройти курс практических занятий на автодроме и на городских магистралях.
- Собрать нужные документы, в том числе справку о прохождении медицинской комиссии, и сдать экзамены.
Вот и все - заветные "корочки" в руках начинающего автолюбителя!
Сами же водительские права на территории нашей страны функционируют на протяжении десятилетия, после чего их необходимо менять. В том же случае, если они были утеряны, хозяину выдадут дубликат, однако есть вероятность, что попросят перед этим подтвердить знание правил дорожного движения. Исключение составит лишь ситуация, если права сгорели в пожаре или были украдены.
Медицинская справка: как проще и быстрее
Пара слов о медицинской справке. Получить ее, а следовательно, и пройти комиссию можно как в поликлинике по месту жительства (бесплатно и за несколько дней), так и в соответствующем частном учреждении (за полчаса и за деньги). Действовать этот документ будет от 2 до 3 лет - в зависимости от возраста получателя.
Что же касается врачей, которым необходимо показаться для обладания желанной справкой, то их несколько: офтальмолог, хирург, нарколог, психиатр, оториноларинголог, терапевт, невропатолог и гинеколог (если автолюбитель женского пола).
Водить машину не разрешается людям, имеющим хронические заболевания зрения и/или слуха, психические расстройства, сердечнососудистые недуги. Страдающие эпилепсией, алкоголики, наркоманы и т. д. водительских прав в России также не получают.
Кому они нужны
Существует такой документ, как Венская конвенция о дорожном движении. В 1968 году он был составлен и подписан, правда, не всеми мировыми державами. Однако и те, что поставили свою подпись, наличия международного водительского удостоверения в обязательном порядке не требовали.
Более подробно о том, что же за документ такой - Венская конвенция, будет упомянуто далее. А пока стоит сказать, что 7 лет назад, в 2011 году, появилась новая редакция данного документа. Согласно ней, теперь во всех мировых державах осуществляют единый подход к оформлению водительских удостоверений - они должны быть нового образца.
В теории с такими водительскими правами международные права не нужны, хватит и национальных. На практике помимо российских и международные права потребовать могут тоже. И речь идет только о странах, поставивших подпись в Венской конвенции о дорожном движении 1968 года. Что уж говорить о тех странах, чьи подписи отсутствуют в данном документе! Для них наличие международных водительских "корочек" важно априори.
Поэтому если уж отвечать на вопрос о том, кому нужны международные водительские права, ответ будет такой: всем, кто собирается побывать за границей. Попросят ли показать удостоверение или обойдутся российскими правами - не известно, но если международные корочки понадобятся, а их не окажется, это чревато серьезными проблемами. Поэтому лучше пусть они будут - ведь береженого, как говорится, бог бережет.
А получить подобное удостоверение нетрудно. Ниже расскажем, как.
Что такое международные водительские права
Нетрудно догадаться, что это водительские права, которые действуют на территории других государств, за исключением при этом родного. Во всяком случае именно так происходит в нашей стране - на территории России международные права не действительны.
Сами по себе они представляют так называемую книжечку, в которой собрана вся необходимая информация о водителе и изложена на нескольких языках. На английском, арабском, а также немецком, китайском, японском, испанском и итальянском.
Международные водительские права выдаются всего на 3 года, разница весомая, по сравнению с обычными российскими правами, которые можно получить на 10 лет.
Что и когда действительно
Как уже упоминалось выше, на территории РФ международные водительские права не действительны. При этом если человек поедет за рубеж, там международные водительские права он должен будет предъявить наравне с российскими национальными - иначе они тоже не будут считаться действительными. А так ли уж важно получить иностранные водительские права при поездке за границу? Всем ли они нужны? Попробуем разобраться дальше.
Три способа управления автомобилем в чужой стране
Если человек планирует поездку за границу и при этом точно знает, что будет это путешествие на авто, у него есть три способа, как легально сесть за руль в иностранном государстве:
- Первый касается тех туристов, кто получил права до марта 2011 года, то есть тех, у кого они старого образца. Так вот, если у путешественника имеется нотариально заверенный перевод своего национального удостоверения на язык той страны, в которую он собрался, он может ехать с данным документом.
- Второй - для тех, у кого права нового образца: страны, подписавшие Венскую конвенцию, не должны чинить препятствий к проезду.
- Третий - наличие и российских, и международных прав. Способ, позволяющий не волноваться лишний раз, что в поездке возникнут проблемы.
Как получить международные права
Ничего особенно сложного в данной процедуре нет. А документов, необходимых для оформления, даже меньше, чем для получения российского удостоверения: не нужна медицинская справка, а это значит, что нет надобности тратить свое время и нервы в очередях поликлиники либо же расставаться со своими кровными за платную справку.
Документы, которые все же нужны:
- удостоверение личности;
- водительские права нашей страны;
- фотография (хоть черно-белая, хоть цветная);
- заявление.
Последнее допускается заполнить прямо на месте, а вот что касается фото, то сделан снимок должен быть исключительно на матовой бумаге, а посему сфотографироваться в ГИБДД нельзя. Необходимо позаботиться об этом заранее. Кстати, о ГИБДД: обратиться за документами можно в любое отделение, вне зависимости от своей прописки, однако не каждое отделение занимается выдачей подобных документов, поэтому такую информацию лучше всего также уточнить заранее.
Об экзаменах
Важный вопрос, который всегда интересует всех желающих обладать иностранными водительскими правами: нужно ли пересдавать экзамены? Можно успокоиться и выдохнуть: экзамены уже сданы, делать это снова не надо. Следует лишь подготовить документы и оплатить госпошлину - 1600 рублей на текущий момент (при оплате через сайт "Госуслуг" будет предоставлена скидка 30 %, что действует до 1 января следующего года).
Таким образом, в процедуре получения иностранных водительских документов нет ничего сверхсложного. Кстати, выдаются они, как уже упоминалось ранее, на три года максимум. При этом если оставшийся срок действия российских прав меньше, то и международные выдадут ровно на тот же период. Это делается потому, что международные права и права российские демонстрируются за рубежом вместе - первые без последних в иностранных государствах считаются недействительными.
Конвенция о дорожном движении
Необходимо сказать хотя бы пару слов и о документе, регулирующем дорожный правопорядок в мире. Именно с этой целью - ради безопасности нахождения на дорогах - он в свое время и создавался.
Этот документ подписали 69 стран, среди которых не найти, например, Соединенных Штатов или Индии, но зато можно встретить Венесуэлу, Заир, Нигер, Иран, Израиль и так далее. Все страны, принявшие конвенцию, считают действительными и возможными для путешествия на авто как любое национальное удостоверение на соответствующем же языке (и/или его перевод), любое национальное удостоверение нового образца, так и любое международное удостоверение.
Именно об этом, впрочем, уже говорилось выше. Но все эти правила действительны только для государств, участвующих в договоре. Таким образом, если американец соберется, например, поехать на машине по Европе, скажем, в Австрию или в Македонию, для него эти правила действовать не будут.
Российские и международные: отличия
У российских прав и международных прав есть много общего, но и отличий тоже хватает. Так, например, эти документы разные по своему внешнему виду. Международные больше по размеру, кроме того, больше и фотокарточка в них. Права местные - небольшая пластиковая карточка, а водительское удостоверение в Европе - книжечка, по величине напоминающая диплом или его вкладыш. На фото в нем ставят печать, чего не делают в национальном удостоверении. Вверху документа большими буквами пишут название страны, которая выдала его, и ставят знак этого государства. Информация о водителе, сроках действия прав, разрешенных к управлению видах транспорта - все это помещается на двух страницах.
Правила передвижения на машине по Европе
В каждой европейской стране свои порядки, поэтому перед тем как ехать куда бы то ни было, следует основательно подготовиться и выяснить особенности данного государства. Вот некоторые из них:
- В Австрии дороги платные, так что, попав в эту страну, надо приобрести специальную виньетку - они продаются на разное количество дней. Однако некоторые дорожные участки, откуда открываются шикарные панорамные виды, требуют доплаты. При всем при этом австрийские дороги считаются одними из лучших в Европе.
- В Бельгии они бесплатные и достаточно хорошего качества. Зато платные парковки. При этом важно знать, что время, на которое можно оставить машину, напрямую зависит от цвета парковки. Например, на оранжевых можно оставлять машину на 4 часа, на красных и зеленых - только на 2.
- В Испании есть как платные, так и бесплатные магистрали. Для любой платной есть бесплатная альтернатива. Кроме того, оплачиваются обязательным образом все туннели. Стоимость проезда, кстати, зависит от нескольких разных факторов, в том числе от времени года.
- В Македонии парковаться можно только на правой стороне дороги, в противном случае грозит штраф. Дороги платные, но не все. Самая популярная дорога, ведущая в Грецию, оплачивается в зависимости от пройденного расстояния.
- Французские дороги находятся на втором месте среди лучших в мире (первое - у Сингапура). Везде ровное покрытие, а также есть места для отдыха водителей и бесплатные туалеты. На дорогах - бесплатные и платные участки, стоимость которых зависит от вида автосредства и пройденного пути.
Собираясь в путешествие, важно не только хорошо подготовиться, разузнав про правила и обычаи той страны, куда держится путь, но и не забыть свои водительские права в России. Хорошего отдыха!