ГИБДД - это... Описание, структура, функции и задачи, особенности
ГИБДД - неотъемлемая часть дорожного движения в России. Каждый автовладелец сталкивается с этой службой при регистрации и эксплуатации транспорта. Давайте разберемся, что из себя представляет ГИБДД, ее структура и основные функции.
История создания и развития ГИБДД
ГИБДД берет свое начало с 5 ноября 1934 года, когда СНК СССР принял решение организовать Государственную автомобильную инспекцию (ГАИ) при ЦУДорТрансе. Основными задачами новой структуры стали борьба с аварийностью, разработка технических норм эксплуатации транспорта и его учет, контроль подготовки и воспитания шоферов.
В июле 1936 года ГАИ была передана в структуру НКВД СССР. В годы Великой Отечественной войны сотрудники ГАИ занимались в основном мобилизацией автотранспорта, многие ушли на фронт.
В 1998 году ГАИ была переименована в ГИБДД (Государственная инспекция безопасности дорожного движения), однако это название не прижилось. В 2002 году ГИБДД и ГАИ были признаны равнозначными.
Современная структура ГИБДД
В структуру ГИБДД входит целый ряд подразделений:
- ДПС - дорожно-патрульная служба. Отвечает за безопасность на дорогах.
- МРЭО - межрайонный регистрационно-экзаменационный отдел. Проводит экзамены и выдачу прав.
- Дирекция по организации дорожного движения. Разрабатывает схемы дорожного движения.
Также в структуре ГИБДД есть научно-исследовательский центр и центр спецсопровождения.
ГУ ОБДД МВД России координирует работу региональных управлений ГИБДД.
По данным на конец 2017 года в ГИБДД служили около 55 тысяч человек. В 2018 году планировалось сокращение штата на 10 тысяч сотрудников.
Основные функции и задачи ГИБДД
Ключевыми задачами ГИБДД являются:
- Обеспечение безопасности дорожного движения
- Контроль за соблюдением ПДД
- Выявление и фиксация нарушений
- Разрешительная деятельность (выдача прав, номеров и т.д.)
Также ГИБДД занимается пропагандой безопасности дорожного движения и повышением квалификации своих сотрудников.
ГИБДД участвует в выработке государственной политики в сфере безопасности на транспорте и представляет МВД РФ в международных организациях.
Взаимодействие ГИБДД и автовладельцев
Каждый автовладелец периодически сталкивается с проверками ГИБДД. Рассмотрим, как проходит типовая проверка автомобиля инспектором ДПС:
- Инспектор останавливает машину с помощью жезла или громкоговорителя
- Водитель должен предоставить документы по требованию
- Инспектор проверяет документы и может осмотреть автомобиль
- При выявлении нарушений составляется протокол об административном правонарушении
При проверке водитель имеет ряд прав, например, звонить по телефону доверия ГИБДД для проверки законности действий инспектора.
Часто водители жалуются на вымогательство или грубость со стороны инспекторов ДПС. Но если вежливо и уверенно отстаивать свою позицию, как правило, удается избежать конфликтов.
Также полезно знать типовые уловки инспекторов, чтобы не попасться на развод. Например, они могут:
- Неверно указать место и время нарушения в протоколе
- Занизить расстояние при остановке
- «Не заметить» превышение скорости с их стороны
Понимание таких хитростей поможет при обжаловании штрафов.
Штрафы ГИБДД и порядок их обжалования
Наиболее распространенными штрафами ГИБДД являются:
- Превышение скорости
- Проезд на запрещающий сигнал светофора
- Выезд на полосу встречного движения
- Парковка в неположенном месте
Штраф нужно оплатить в течение 60 дней, иначе его сумма удваивается. Оплатить штраф можно:
- В банке
- Через портал Госуслуг
- В отделении почты
- В мобильном приложении «Госштрафы»
Если вы считаете штраф необоснованным, есть право подать жалобу в течение 10 суток. Рассмотрение жалобы занимает до 30 дней.
Автоматизация и IT в ГИБДД
В работе ГИБДД активно применяются информационные технологии:
- АПК «Безопасный город» - видеофиксация нарушений
- АИС ГИБДД - базы данных водителей и транспортных средств
- Мобильные комплексы для проверки технического состояния ТС
Ведется активная работа по интеграции различных ИТ-систем ГИБДД с целью повышения эффективности контроля на дорогах.
Международный опыт организации дорожной инспекции
В мире существует несколько моделей организации дорожной инспекции:
- Полицейская (США, Канада)
- В рамках министерства транспорта (Япония, Франция)
- Смешанная гражданско-полицейская (Великобритания, Германия)
Российская модель ГИБДД ближе всего к полицейской. Полезно изучать лучшие практики других стран для развития отечественной инспекции.
Будущее ГИБДД в России
Согласно прогнозам экспертов, роль и функции ГИБДД будут меняться вслед за развитием технологий.
Ожидается дальнейшая автоматизация контроля за соблюдением ПДД, в том числе с применением беспилотных автомобилей и управления транспортными потоками. Человеческий фактор при этом будет снижаться.
Также вероятно выделение ГИБДД в отдельную структуру при МВД или даже отделение от полиции, как в некоторых европейских странах.
Изменение отношения граждан к ГИБДД
Несмотря на критику, отношение россиян к ГИБДД в целом улучшается. Так в 2014 году положительно оценивали работу инспекции 75% опрошенных, и эта доля продолжает медленно расти с тех пор.
Это связано с повышением качества работы инспекторов, ужесточением требований к ним и совершенствованием технологий контроля на дорогах.
Реформирование ГИБДД
ГИБДД периодически проводит реформы с целью повышения эффективности работы и борьбы с коррупцией в рядах инспекторов.
Так в 2011 году планировалось переименование ГИБДД в Дорожную полицию, однако от этой идеи отказались. Вместо этого были введены новые высокотехнологичные методы контроля и жесткие антикоррупционные меры.
Борьба с коррупцией в рядах ГИБДД
Проблема мелкой коррупции и вымогательств со стороны недобросовестных инспекторов ДПС стоит довольно остро.
Для борьбы с ней введена система негласных проверок сотрудников с помощью «ловушек» и скрытой видеофиксации.
Также действует телефон доверия ГИБДД, куда можно анонимно сообщить о фактах вымогательства взяток.
Передовые технологии в работе ГИБДД
Для выявления нарушений на дорогах активно внедряются передовые технические решения:
- Системы видеофиксации
- Радары контроля скорости
- Камеры распознавания госномеров
- Беспилотные автомобили
Это позволяет минимизировать человеческий фактор и повысить объективность наказаний для нарушителей.