Госпошлина за техосмотр: размер, порядок и сроки оплаты. Как проходит техосмотр
Госпошлина за техосмотр теперь отменена. Это радостная новость для всех отечественных автолюбителей, ведь теперь при прохождении этой процедуры есть реальная возможность хотя бы немного сэкономить. При этом никто, конечно, не отменял сами техосмотры. Их должно проходить каждое транспортное средство, таковы требования законодательства. Поэтому вопросы с прохождением проверки, со всеми деталями и нюансами по-прежнему существуют. В этой статье ответы на самые актуальные из них.
Отмена пошлины
После того, как госпошлину за техосмотр отменили, проходить эту процедуру стало немногим проще, чем раньше. Раньше требовалось совершить этот платеж в бюджет. Считалось, что госпошлина за техосмотр компенсирует затраты, которые несет сервисный центр, имеющий соответствующую аккредитацию, или физическое лицо на проведение ежегодной диагностики и осмотра автомобиля.
В рамках проверки в обязательном порядке фиксировались следующие основные параметры: оценивалось состояние тормозной системы, двигателя и рулевого управления, отсутствие или наличие незаводских деталей, а также аптечки. На ПТО проверяли исправную работу осветительных приборов и другие важные для автомобиля параметры только после получения квитанции, подтверждающей уплату владельцем госпошлины за техосмотр.
Ранее, помимо платы за проведение самой процедуры, требовалось еще заплатить напрямую в бюджет. Фактически бралась госпошлина за то, чтобы выпустить диагностическую карту, которая подтверждала успешное прохождение данной процедуры транспортным средством. Теперь самым актуальным вопросом для всех автолюбителей остается один: "Как пройти проверку?" А проблемы, как оплатить госпошлину за техосмотр, больше не существует.
Стоит отметить, что и раньше это были не очень большие деньги. Сумма госпошлины за техосмотр составляла 300 рублей. Автолюбители больше жаловались не на сам факт необходимости платить эти деньги, а на дополнительные трудности, которые ему сопутствовали. Ведь чтобы заплатить госпошлину за прохождение техосмотра требовалось обращаться в банк или, в крайнем случае, искать подходящий банковский терминал. На это уходило немало времени. К тому же, нужно было иметь под рукой реквизиты госпошлины за техосмотр.
Диагностическая карта?
Конечной, целью любой проверки становится оформление диагностической карты. Это специальный документ, в котором в виде таблицы приведены основные сведения об автомобиле, а также заключение эксперта, возможно или нет его эксплуатировать. Заверяется диагностическая карта подписью специалиста, который обследовал ваш автомобиль на пункте техосмотра.
Данная карта оформляется в 2-х экземплярах в письменном виде и в одном экземпляре в электронном виде. Все они получают свой идентификационный номер, чтобы предотвратить возможные подделки.
Один из письменных экземпляров карты передается на руки владельцу, а второй - остается у эксперта, который и проводил диагностику. Он обязан его хранить на протяжении трех лет. В электронном виде диагностическую карту отправляют в единую информационную систему технического осмотра. По-простому она называется ЕАИСТО. В ней она хранится пять ближайших лет.
Если вы потеряете или испортите ту карту, которая была вам выдана на руки, то сможете оперативно ее восстановить. Для этого необходимо только обратиться в любой пункт техосмотра, где вам выдадут копию электронного документа в тот же день. Кстати, госпошлина отменена за получение не только самой диагностической карты, но и ее дубликата.
Сколько стоит?
Стоимость техосмотра в настоящее время определена Федеральной службой по тарифам. На протяжении последних лет ситуация не меняется, она должна быть равной в среднем 958 с половиной рублей. То есть после отмены госпошлины, конечная цена не должна превышать одной тысячи рублей. Оплату техосмотра, как правило, можно провести прямо на месте, в пункте технического осмотра.
На практике, владельцам автомобилей категории В, которых больше всего на российских дорогах, приходится отдавать около 700 рублей. Конечные тарифы зависят от типа вашего транспортного средства, а также области или республики, в которой вы проходите техосмотр. Местным властям разрешается самостоятельно устанавливать тарифы для операторов, но при этом они не должна превышать предельную плату, закрепленную законодательством на федеральном уровне.
В результате ситуация по стоимости техосмотра оказывается следующей:
- техосмотр легкового автомобиля, имеющего не более восьми пассажирских мест, стоит около 720 рублей;
- автобус для перевозки не более 8 пассажиров при максимально допустимой массе в 5 тонн - 1 290 рублей;
- автобусы с максимально допустимой массой более 5 тонн - 1 560 рублей;
- грузовые автомобили, имеющие максимальную массу в 3,5 тонны, - 770 рублей;
- грузовики от 3,5 до 12 тонн - 1 510 рублей;
- грузовики с допустимой массой более 12 тонн - 1 630 рублей;
- прицепы и полуприцепы с допустимой массой не более 3,5 тонн - 600 рублей;
- прицепы и полуприцепы с массой более 3,5 тонн - 1 050 рублей;
- мототранспортные средства - 240 рублей.
Как часто надо проходить технический осмотр?
Частота прохождения проверки, а, следовательно, и срок действия вашей диагностической карты непосредственно зависят от года выпуска вашего транспортного средства. Стоит отметить, что проходить техосмотр новым автомобилям не требуется в течение первых трех лет.
Как только автомобилю исполняется более трех лет, он в обязательном порядке должен получить диагностическую карту. Иначе, при проверке вас могут оштрафовать, да и самих вас должно беспокоить, что вы передвигаться на автомобиле, у которого за три года могли возникнуть различные технические проблемы.
Время действия данного документа также зависит от класса вашего автомобиля и цели его использования. Если вашему автомобилю меньше семи лет, то диагностическая карта действует два года, а если ему более семи лет, то техосмотр придется проходить каждый год.
Отдельно стоит упомянуть, что ежегодно технический осмотр должны проходить грузовики грузоподъемностью более 3,5 тонн, а также транспортные средства, которые постоянно применяются в автошколах, а также имеющие специальные звуковые или световые сигналы.
Еще более жесткие требования для прохождения проверки для пассажирских автобусов, легковых такси, грузовых автомобилей, которые предназначены для перевозки более восьми пассажиров, а также для специализированных транспортных средств и прицепов, оборудованных под перевозку опасных грузов. Им необходимо отправляться на техосмотр каждые полгода.
Примечательно, что, если вы имеете право на "внеочередное" прохождение проверки, отказать в нем вам не могут. Как правило, это делается, когда водитель собирается отправиться за границу. Тогда он может пройти техосмотр раньше, чем это предусмотрено российским законодательством.
Как проходит стандартный технический осмотр
Каждый водитель должен иметь хотя бы приблизительное представление о том, как проходит техосмотр. Его проводит специалист, технический эксперт, который имеет соответствующий сертификат. После окончания проверки он выпишет вам заключение, в котором будет указано, допускается ли дальнейшая эксплуатация вашего транспортного средства.
Если ваш автомобиль успешно прошел проверку, то вы получите на руки талон о техосмотре, а если в нем обнаружены существенные недостатки, то пройти техосмотр придется еще раз после исправления всех выявленных недочетов. Повторное прохождение проверки платное.
Если вы обратитесь к тому же оператору, у которого не прошли ТО в первый раз, то при повторной процедуре проверят только элементы, не прошедшие до этого аттестацию. А если обратитесь в новый пункт ТО, то осмотр снова будет полноценным, соответственно, за него придется заплатить в полном объеме.
Техосмотр включается в себя ряд обязательных этапов:
- диагностика с помощью специальных инструментов;
- проверка системы тормозов;
- установление наличия и соответствия государственного номерного знака, огнетушителя и аптечки, все это обязательно должно соответствовать нормативам;
- оценка состояния рулевой системы и подвески;
- оценка светотехнического оснащения;
- проверка исправности дверных замков;
- замер токсичности выхлопа;
- проверка норм и количества технических жидкостей.
Также у отдельных транспортных средств, согласно постановлению федерального правительства, проверяется работоспособность систем и устройств вызова экстренных служб. Несмотря на то, что этот параметр должен проверяться и у легковых автомобилей, естественно, его работоспособность будут контролировать только у тех моделей, в которых система экстренных вызовов уже установлена.
В диагностической карте предусмотрен специальный пункт, в котором будет вписана информация, касающаяся этих устройств. С 2018 года все без исключения новые автомобили, согласно решению Таможенного Союза, в который входят Россия, Белоруссия и Казахстан, должны быть оснащены системой ГЛОНАСС. С этого момента и будут распространяться эти требования при проведении технического осмотра.
Теперь вы знаете, как проходит осмотр автомобиля.
Сколько действует диагностическая карта?
После того, как вы прошли техосмотр, вам на руки выдается заполненная диагностическая карта. Стоит отметить, что она сохраняет свое действий, даже если вы решите продать свое транспортное средство, ведь смена владельца, чаще всего, никак не влияет на состояние автомобиля.
Если вы сами приобрели транспортное средство с уже готовой диагностической картой, то она будет действовать до указанного в ней срока. При этом факт приобретения или продажи транспортного средства не считается весомым основанием для проведения внепланового технического осмотра.
В последние годы значительно упростилась процедура оформления страховки транспортного средства. Ведь с ней всегда непосредственно было связано прохождение техосмотра. Ранее, чтобы получить полис обязательного страхования гражданской ответственности (ОСАГО), требовалось предъявить талон техосмотра. При этом приобрести страховой полис разрешалось даже в самый последний день, в который все еще считалась действительной диагностическая карта.
Приобрести ОСАГО без талона техосмотра могли только владельцы новых транспортных средств, которым еще не исполнилось три года с момента их выпуска.
Также существует понятие транзитной страховки. Для ее получения также не нужно проходить техосмотр. Но, при одном условии: если автомобиль следует к месту своей регистрации или к месту, где пройдет технический осмотр. Такая транзитная страховка выдается на срок 20 суток.
В настоящее время после завершения процедуры проверки не нужно получать никаких талонов для оформления страховки. Все данные содержатся в электронной системе ЕАИСТО, доступны всем страховщикам.
Необходимые документы
Для того чтобы пройти проверку, вам необходимо предоставить в пункте технического осмотра следующие документы - паспорт гражданина Российской Федерации, водительские права, свидетельство, подтверждающее регистрацию вашего транспортного средства и паспорт на сам автомобиль.
Если вы не являетесь непосредственным владельцем, то потребуется генеральная доверенность на транспортное средство.
Повторное прохождение техосмотра
Необходимо отметить в этой статье еще один момент, благодаря которому вы быстро пройдете проверку даже при возникновении каких-либо проблем. Законодательно установлены определенные сроки для устранения неисправностей, выявленных при прохождении технического осмотра. Если в ходе диагностики были выявлены проблемные моменты, из-за которых диагностическая карта не может быть выдана, то их необходимо устранить. На это отводится 20 дней.
При этом, если первый технический осмотр оплачивается в полном объеме по установленным тарифам, то при повторном прохождении у того же специалиста заплатить придется за диагностику, соответствующую объему выполненных работ. Те моменты, которые не вызвали вопросов при первой проверке еще раз диагностироваться не будут.
Кстати, если после завершения проверки автомобиль угодит в дорожно-транспортное происшествие из-за технической неисправности, которая не была выявлена в ходе осмотра, то владелец транспортного средства имеет право взыскать с оператора, который проводит диагностику, полную сумму понесенного ущерба.
Существует ли техосмотр за границей?
Эта процедура существует в большинстве развитых зарубежных стран. Плата за техосмотр, как правило, невысока, как и в России.
Например, в Японии автомобили старше трех лет проходят проверку раз в два года. В Испании обязанности технического осмотра возложены на официальных дилеров, они забирают автомобиль, проводят процедуру, а затем сами доставляют его на дом владельцу со всеми необходимыми документами.
В Китае отсутствует единая система ТО. В каждой провинции установлены свои правила, в соседних областях они могут сильно отличаться. Интересно, что в Австралии техосмотр можно не проходить годами. Он проводится только тогда, когда автомобиль ставится на учет, а также при смене его владельца.
Ответственность за отсутствие ТО
За прохождением техосмотра в ГИБДД тщательно следят. При этом штраф за не пройденную проверку для рядовых автомобилистов в настоящее время отсутствует.
Диагностическую карту о пройденном вовремя ТО должны иметь при себе только водители автобусов, легковых такси, грузовиков и специализированных транспортных средств, которые используют для перевозки опасных грузов. При этом штраф выписывает не на владельца ТС, а на водителя. Его размер составляет от 500 до 800 рублей, так что многие крупные компании предпочитают не проходить ТО, оплачивая штрафы за своих водителей.
Однако проходить техосмотр придется всем без исключения, потому что без этого документа вам не выдадут страховку - ни ОСАГО, ни КАСКО. А вот уже штраф за ее отсутствие предусмотрен для всех - он составляет 800 рублей. Сейчас активно обсуждается возможность его увеличения до 5 000 рублей. Однако закон пока не принят.