Обгон на мосту: правила дорожного движения

Россия большая, и дорог в ней не счесть. И автомобилей тоже много. Для того чтобы регулировать дорожное движение, существуют правила. Они во всем мире примерно одинаковые. И служат, чтобы запрещать и предписывать ради безопасности водителей и пассажиров. И есть так называемые аксиомы. Одной из аксиом является утверждение, что обгон на мосту запрещен. Все водители об этом слышали, читали, учили в правилах дорожного движения. Но у всех правил бывают исключения и свои нюансы. Об этом и пойдет речь далее. В данной статье будет рассмотрено общее правило, применимое к этой ситуации, нюансы, спорные моменты, ну и, конечно же, немного теоретической базы, чтобы было легко не запутаться в понятиях.

Что такое обгон?

Для того чтобы полностью разобраться в теме, нужно сначала ввести некоторые термины для лучшего понимания общей ситуации. Обгон – это вид движения автомобиля или нескольких автомобилей, который позволяет опередить попутно движущийся автомобиль с выездом либо на встречную полосу движения, либо на попутную полосу. Обгон не стоит путать с опережением. При опережении автомобиль не перестраивается в другую попутную полосу или встречную полосу движения, а опережает движущийся медленнее автомобиль, не сходя со своей полосы.

Но, разумеется, обгон разрешен не всегда. Есть случаи, когда разметка запрещает обгон, а есть случаи, когда он запрещен знаками. Например, на картинке ниже обозначен дорожный знак "Обгон запрещен". Но этот маневр может быть запрещен не только разметкой или знаками. В правилах дорожного движения могут быть прописаны ситуации, в которых запрещен обгон. Например, на мосту.

знак "обгон запрещен"

Что такое мост?

В правилах дорожного движения сказано: обгон на мостах и путепроводах запрещен. Также запрещено обгонять на эстакадах и под ними, а также в тоннелях. Так гласит пункт 11.4 ПДД. Значит, правила не запрещают обгон на других похожих объектах. Значит, может возникнуть спорная ситуация, в которой сотрудник ДПС будет утверждать, что маневр был совершен на мосту, хотя на самом деле данное сооружение мостом не является. Значит, нужно точно определить, что есть мост, путепровод, эстакада.

Так как темой данной статьи является обгон на мосту, то остановимся именно на этом термине. Сразу оговоримся, что в ПДД четкого определения, что такое мост, нет. Обратимся к словарю. Мост – это комплекс инженерных сооружений, позволяющих осуществлять проезд над чем-либо. Но где он начинается, где заканчивается, не ясно. Значит, нужно обратиться к ГОСТам и СНИПам, которые прописывают характеристики моста. Вот только проблема в том, что мосты все разные, типы разные, назначение разное, соответственно, и ГОСТы все будут разные.

Как показывает практика, мост – это не обязательно только та часть дорожного полотна, что проходит над рекой или пропастью. Мост может начаться гораздо раньше. Но уж точно, согласно ПДД, мост начинается после знака, обозначенного ниже, – после него точно нельзя обгонять. Поэтому каждый водитель должен внимательно смотреть на знаки. Но, к сожалению, многие автомобилисты воспринимают их как "мебель", и даже не замечают, как нарушают правила. А ведь такое нарушение может легко привести к лишению прав управлять транспортным средством.

фото узкого моста со сплошной

Запрещен ли этот маневр на мосту?

Обгон на мосту запрещен. Да. Можно смело ответить на этот вопрос утвердительно. Так гласит пункт 11.4 Правил дорожного движения. Никаких сомнений это ни у кого вызывать не должно. Споров по этому вопросу быть не может. Кроме того, обгон запрещен еще на путепроводах, эстакадах и под ними и в тоннелях.

Какими нормами права регламентировано?

Как и большинство нарушений на дороге, именно этот случай регламентируется Правилами дорожного движения, а конкретно пунктом 11.4. Ну, и еще можно упомянуть статью 12.15 КоАП РФ. Обгон на мосту и наказание за него регламентируется именно этой статьей, так как по факту водитель нарушает либо разметку, либо предписания дорожных знаков.

действующие правила дорожного движения

Случаи, когда данный маневр на мосту разрешен

По общему правилу этот маневр в указанном месте запрещен. Единственным случаем, когда обгон на мосту разрешен, можно считать двухполосную или более дорогу в одном направлении. Такое случается, конечно, гораздо реже. Да и, в принципе, обгоном такой маневр, по сути дела, считать можно только с очень большой натяжкой, если рассуждать по факту. Ведь формально это не обгон, а опережение. Точнее сначала перестроение в соседнюю попутную полосу движения, а затем уже опережение.

Санкции за нарушение

Автолюбители порой ездят по 10-20 лет и при этом умудряются не знать элементарных правил. Иногда даже не знают основные аксиомы ПДД, а потом удивляются, что им выписывают штрафы и лишают прав. Как известно, незнание не освобождает от ответственности. Согласно ПДД, обгон на мосту запрещен. Это нужно четко уяснить и запомнить. За нарушение этого правила, как и за нарушения других предписаний, предусмотрена своя мера ответственности. Санкции в нашей стране разные, поэтому автолюбители должны знать, какой штраф за обгон на мосту предусмотрен законодательством. Если вы объезжаете препятствие, то штраф - 1500 рублей. Если это обгон, зафиксированный камерами, то штраф составит 5000 рублей. Если нарушение зафиксирует инспектор ДПС, то это может закончиться лишением прав на срок от 4 до 6 месяцев. Так что не стоит пренебрегать этим правилом. Лишение прав – вполне реальное и очень частое наказание за такое, казалось бы, незначительное нарушение. Но тем не менее Dura Lex – Sed Lex (закон есть закон).

действующая редакция КоАП РФ

Спорные случаи

Самые частые спорные случаи в отношении обгона на мосту связаны с неправильной разметкой. По общему правилу совершать подобный маневр на мосту запрещено. Но в то же время по ошибке дорожных служб на мосту может быть нанесена прерывистая линия разметки (имеется в виду мост с одной полосой в одну сторону и другой в другую). Водитель видит прерывистую линию и обгоняет. Фактически он нарушает правила, и сотрудникам ДПС представляется законная возможность привлечь водителя к ответственности. Поэтому к этому нюансу нужно относиться очень ответственно.

Еще один спорный момент может быть связан именно с местом нарушения. Сотрудник ДПС может остановить водителя за якобы обгон на мосту,хотя обгон не был произведен именно на мосту, эстакаде, путепроводе и так далее, а только на участке дороги, который предваряет инженерное сооружение. В таком случае это нарушением не является. В этом случае очень важно определить границы того или иного инженерного сооружения – моста, эстакады, путепровода, тоннеля (здесь на помощь могут прийти знаки или строительные нормативы). К сожалению, опять же, если вы не согласитесь с протоколом сотрудника ДПС, вам свою невиновность придется доказывать в суде.

Можно ли совершать этот маневр на мосту, если прерывистая линия разметки?

Бывают случаи, когда дорожная разметка на мосту нанесена неправильно. Например, когда на мосту две полосы движения - одна в одну сторону, другая в другую, а линия все равно прерывистая. Это ошибка, так быть не должно. Очевидно, дорожные службы недоглядели. Водитель, видя прерывистую линию, закономерно считает, что обгон разрешен. Но это же мост, и по общему правилу обгон запрещен. Создается двоякая ситуация. Водитель решает обогнать и может лишиться прав. Конечно, «знающие люди» могут сказать, мол, может наноситься на мост прерывистая разметка, например, если от линии, отделяющей обочину от отбойников, есть допустимое расстояние и так далее и тому подобное. Но если даже при такой ситуации сотрудник ДПС остановит водителя и водитель аргументирует свой маневр вышеуказанным объяснением, сошлется на СНИПы и тому подобное, дело все равно пойдет в суд. И доказывать свою невиновность придется в суде, тратя время. Гораздо проще так не делать.

Условное обозначение моста

Можно ли обгонять на мосту, если несколько полос в одну сторону?

Несмотря на общее правило, есть одно исключение. Если на мосту две полосы движения в одну сторону и дорожная разметка позволяет (прерывистая линия), то это не будет считаться обгоном. Это можно расценить как два разных маневра: перестроение в соседнюю попутную полосу и опережение попутно движущегося автомобиля. Поэтому в таком случае нельзя говорить об обгоне как таковом. Ведь в этом случае не будет ни нарушения разметки, ни выезда на встречную полосу. Сложно представить, что сотрудники ДПС будут привлекать автомобилистов за опережение по попутной полосе движения только потому, что это происходит на мосту. Поэтому, несмотря на общее правило, такой маневр на мосту с двумя или более полосами движения в одну сторону совершать можно. При условии, что между полосами, конечно, прерывистая линия.

случай, когда обгон фактически является опережением.

Можно ли совершать маневр обгона в указанном месте в случае крайней необходимости?

У водителей иногда возникают вопросы по применению правил. Запрещается ли выполнять обгон на мостах в крайних случаях? Многие водители задаются этим вопросом, потому что ситуации бывают разные. Порой из-за других участников дорожного движения, которые поступают неправильно и грубо нарушают правила, может создаться аварийная ситуация, выход из которой может иногда потребовать нарушения правил, в частности выполнить обгон на мосту. Надо понимать, что вне зависимости от ситуации водитель, даже в экстренной ситуации выполняющий этот маневр на мосту, нарушает правила. И у сотрудника ДПС будет формальный повод подвергнуть водителя предусмотренным за это нарушение санкциям. Но в законодательстве предусмотрена такая категория, как крайняя необходимость. Деяния, нарушающие закон, но в случае если бездействие может привести к более тяжелым последствиям, нарушением не являются. Вот только проблема. Как решить, имел ли место случай крайней необходимости или водитель просто неправильно расценил ситуацию? Это будет решать уже суд. Так может быть в том случае, если сотрудник ДПС привлек водителя за нарушение, но он не согласен и намерен обжаловать протокол.

где запрещено обгонять

Заключение

Таким образом, можно сделать вывод, что обгон как таковой запрещен на мостах, путепроводах, эстакадах и тоннелях. Это сделано для безопасности водителей, так как мост имеет по бокам ограждения, чтобы в случае схода с полосы движения автомобиль не рухнул в пропасть, реку или овраг, над которым и проведен этот мост. Однако и ограждения могут не выдержать автомобиль на большой скорости, и автомобили могут быть зажаты между другими автомобилями и ограждениями моста, поэтому и было принято решение запретить водителям делать это. Кроме того, так как это нарушение может привести к потенциально серьезной аварии и жертвам, решено было ввести большой штраф за обгон на мосту через сплошную и даже другую санкцию в виде лишения прав. Человеческая жизнь бесценна, а нарушение правил ставит ее в непосредственную опасность. Необходимо с максимальной ответственностью подходить к соблюдению ПДД. Поэтому каждый автолюбитель должен знать, что обгонять на мосту нельзя, причем не только из-за санкций, но самое главное, чтобы не создать аварийную ситуацию, которая, в свою очередь, может привести к очень печальным последствиям.