Нужно ли регистрировать фаркоп: изменение в конструкции автомобиля, правила регистрации в ГИБДД и штрафы за неисполнение ПДД
В статье рассмотрим, нужно ли регистрировать фаркоп. Это иное наименование тягово-сцепного устройства для автомобиля - специального элемента, который предназначен для закрепления прицепа. Иными словами, фаркоп - это крючок, с помощью которого фиксируется прицеп, то есть без него использовать прицеп невозможно.
За последние годы нормы законодательства претерпели множество разных изменений, в том числе тех, которые предусмотрены для использования дополнительного оборудования для автомобилей.
Следует учитывать, что за самовольное изменение конструкции автомобиля можно получить не только серьезный штраф, но и аннулирование регистрации.
Многим интересно, нужно ли регистрировать фаркоп. Разберемся.
Виды
Фаркопы бывают нескольких видов:
- Встроенный заводом-производителем – в таком случае водителю нужно показать документы, которые подтверждают этот момент, и выписывать штраф ему не будут.
- Съемный – устанавливается обычно только при необходимости, после чего демонтируется. Такой фаркоп не несет изменений в конструкции авто, однако сотрудники ГИБДД считают, что даже съемное устройство должно быть должным образом зарегистрировано.
- Приваренный. Такой фаркоп можно устанавливать только в случае, когда это устройство не нарушает и не меняет конструкцию авто. И за такой фаркоп без соответствующей регистрации владелец рискует получить самый серьезный вид штрафа.
Нужно ли регистрировать фаркоп
В данной ситуации все зависит непосредственно от самого фаркопа и имеющихся на это устройство документов. Если таковые имеются в наличии, то водителю не требуется обращаться в ГИБДД с целью внесения изменений в текст свидетельства о регистрации автотранспортного средства. Данное приспособление просто устанавливается, и автомобиль с прицепом спокойно эксплуатируется.
Когда же нужна регистрация фаркопа? Если же необходимых документов нет либо восстановить их не представляется возможным, то его установка будет считаться нарушением конструкции, которое в обязательном порядке регистрируется в ГИБДД.
К примеру, если оригинальный фаркоп был установлен на авто на заводе, то определенных дополнительных действий во время обращения в ГИБДД с целью постановки на учет предпринимать не требуется. Если у ГИБДД при этом возникнут определенные вопросы относительно ТСУ в будущем, то в любой момент можно будет запросить у автопроизводителя соответствующие документы и отстоять свою правоту.
Нужно ли регистрировать фаркоп в ГАИ, важно выяснить заранее. В случае, если он был изготовлен самостоятельно и вмонтирован в кузов автомобиля, это считается изменением конструкции. Тогда для его регистрации потребуется обратиться в ГИБДД. При этом нет никакой гарантии, что в конечном счете разрешение на установку этого устройства получить удастся.
Как зарегистрировать фаркоп, расскажем ниже.
Внесение изменений в конструкцию
Данная процедура подразумевает, что владелец автотранспортного средства должен несколько раз обращаться в разные организации, т.е. она достаточно трудоемкая. В связи с этим возможен и такой вариант: если устройство на автомобиле уже установлено, а документов на него нет и невозможно их восстановить, то может оказаться проще, дешевле и быстрее приобрети новый фаркоп с вместе документами, чем пытаться законно оформить в ГИБДД нарушение конструкции автотранспортного средства.
Документы на фаркоп
В России в 2019 году действует ТР ТС 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств». Такому документу должны соответствовать автотранспортные средства и всевозможное оборудование, установленное на них.
Транспортные средства проверке не подлежат в следующих ситуациях:
- При установке на автомобиль компонентов, которые предназначены для этого транспорта и прошедших процедуры регистрации соответствия в составе транспорта, что подтверждено соответствующей документацией изготовителя данных устройств (в данном случае – фаркопа), а также предусмотренных изготовителем автомобиля в эксплуатационной документации.
- Во время серийного внесения изменений в конструкцию с учетом разработанной и согласованной в определенном в законе порядке конструкторской документации, на основе которой осуществлялась оценка соответствия конкретных изменений.
Надо ли регистрировать фаркоп, должен знать каждый водитель. Итак, имеют место два случая, при которых фаркоп регистрировать в ГИБДД не обязательно: при серийном внесении в конструкции изменений, когда фаркоп был установлен на машину на заводе, и при установке данного технического элемента как дополнительного оборудования, если выполняются одновременно два условия. Фаркоп должен иметь документы изготовителя, подтверждающие, что он предназначен для применения именно на автомобиле конкретной модели и прошел регистрацию соответствия.
Таким образом, в перечень список необходимых для установки прицепного устройства документов входят:
- руководство по эксплуатации автотранспортного средства;
- сертификат на фаркоп, который подтверждает, что данное устройство соответствует всем нормам Технического регламента;
- документы на фаркоп, которые позволяют подтвердить, что данное устройство подходит для автомобиля конкретной модели.
Следует обратить внимание, что указанные документы иметь при себе и предъявлять сотрудникам ГИБДД в случае остановки для проверки документов водитель не обязан. Если у сотрудника ГИБДД возникают вопросы относительно фаркопа, необходимо просто сказать ему, что вся необходимая документация на тягово-сцепное устройство имеется, и фаркоп установлен в законном порядке. В большинстве случаев этого бывает достаточно. Тем не менее если сотрудник полиции решит оформить протокол, то в дальнейшем можно будет оспорить его на основании необходимых документов.
Что делать, если документов на фаркоп нет?
Если у водителя и собственника автомобиля отсутствуют выше перечисленные документы на фаркоп, то необходимо обратиться к производителю такого оборудования с целью выдачи копий. Добросовестные организации, как правило, предоставляют копии таких документов без лишних вопросов и особых проблем.
Обратиться можно следующими способами:
- Через сайт организации в электронной форме.
- Через официального представителя лично.
- Заказным письмом по почте.
В случае если восстановить необходимые для эксплуатации фаркопа документы не получится, остается два варианта действий: приобрести новое сцепное устройство, либо официально внести изменения в конструкцию авто через ГИБДД.
Купить документы
Сегодня многие организации предлагают купить документы на фаркоп. Юристы рекомендуют игнорировать подобные предложения, поскольку документы на такие устройства могут быть в наличии исключительного у самого производителя. Если они будут выданы иной организацией, то будут считаться недействительными.
Что делать перед покупкой фаркопа?
Если установить на авто тягово-сцепное устройство только планируется, то еще до покупки фаркопа следует обратиться к производителю с запросом на получение необходимой документации. Если документы не будут предоставлены, то имеет смысл подобрать устройство у другого производителя.
Как быть, если при покупке машины на ней уже установлен фаркоп
В этой ситуации в первую очередь рекомендуется проверить, есть ли в наличии сертификат соответствия и документ, который подтверждает право установки фаркопа на автомобиль конкретной модели. Если хотя бы одного из таких документов в наличии нет, рекомендуется обратиться к производителю устройства и запросить их. Практика показывает, что производители высылают владельцам авто недостающие документы без всяких проблем.
Следует учитывать, что при покупке автомобиля, бывшего в употреблении и имеющего фаркоп, документы необходимо забрать у предшествующего владельца. В противном случае ГИБДД вправе потребовать демонтажа оборудования перед регистрацией автотранспортного средства.
Нужно ли регистрировать фаркоп для легкового автомобиля, мы выяснили. А какое же наказание предусмотрено?
Какой предусмотрен штраф?
Если придерживаться всех требований и ставить данное приспособление по всем правилам, то штрафных санкций за применение фаркопа не последует. В остальных случаях имеется несколько типов наказания:
- Предупреждение или штраф в сумме 500 рублей – если у водителя нет подтверждающей документации. Для получения простого предупреждения необходимо убедить сотрудников автоинспекции в том, что подобное нарушение будет устранено в ближайшее время.
- Штраф 5000 рублей может быть назначен в случае, если фаркоп вварен и меняет конструкцию автотранспортного средства.
Почему же ГИБДД так привлекает этот незначительный предмет? Дело в том, что, если к фаркопу не прицеплен специальный трейлер, он существенно выступает от бампера и увеличивает вероятность ДТП с серьезными последствиями.
Порядок внесения изменений в конструкцию
Процесс регистрации фаркопа в ГИБДД подразумевает следующее:
- Предварительная экспертиза. Перед внесением изменений необходимо проведение предварительной техэкспертизы конструкции.
- Подготовка документов и предоставление их в ГИБДД. Далее следует заполнить заявление и предоставить в ГИБДД такие документы: заключение технической экспертизы, заявление о внесении изменений, свидетельство о регистрации машины, паспорт собственника, ПТС. Кроме того, необходимо предоставить само автотранспортное средство.
- Внесение в конструкцию необходимых изменений. После того как положительное решение относительно возможности внесения изменений принято, можно непосредственно такие изменения вносить. Это делает организация, у которой имеется сертификат соответствия на осуществление соответствующих работ.
- Получение заявления-декларации.
В статье было рассмотрено, нужно ли регистрировать фаркоп. Надеемся, представленная информация была полезной.