Нарушение правил обгона: штраф, его расчет и размер, правила заполнения бланков, сумма и сроки оплаты
Нередко водители спешат по каким-то своим причинам и делам, и впереди них кто-то едет медленнее. Приходится идти на обгон. Однако нужно четко представлять, чем является данный маневр, и какие могут быть последствия при его неверном совершении. К тому же за нарушение правил обгона штраф предусматривается, и серьезный.
Определение
С недавнего времени термин «обгон» несколько изменился в ПДД. Согласно прежней версии, он являлся опережением одной или нескольких движущихся машин с выездом за границы полосы.
В сегодняшнем определении обгона есть следующие специфики:
- Ранее им являлось опережение движущегося транспорта. Этот пункт убран. А четкой формулировки этого аспекта закон не предложил. Из чего следует, что под понятие обгона попадает объезд стоящей машины.
- Из-за новых правил это определение несколько сузилось. И нынче обгон подразумевает выезд и на встречную линию. Но такой маневр позволяется лишь на тех дорожных участках, где отсутствует строгий запрет на пересечение. Пример – на дороге две полосы и нет разделительной сдвоенной сплошной черты.
Чтобы не попасть на штраф, нарушение правил обгона не совершайте. Также нужно четко знать, где и в каких ситуациях это действие позволено. И далее рассмотрены разные зоны и ситуации, где это можно и нельзя совершать, и какие наказания предусмотрены.
Общие критерии
Чтобы избежать штрафа за неправильный обгон, требуется основательно изучить ПДД. Они гласят, что до такого маневра водитель обязан быть на 100% уверен, что зона движения, в которую он намерен перестроиться, абсолютно свободна на оптимальной дистанции, и что этот маневр не образует угрозы прочим автомобилям.
До его осуществления следует удостовериться в полной его безопасности. Для этого нужно посмотреть в зеркала заднего обзора и убедиться, что прочие участники дорожного движения не пошли на аналогичный маневр. Только после этого можно реализовывать обгон, запустив сначала левый указатель поворота.
О запретах
Нарушениями правила обгона транспортных средств являются такие ситуации, когда:
- Движущаяся впереди машина подает знак поворота в левую сторону.
- Когда транспорт, находящийся позади, идет на обгон.
Совершив обозначенный маневр, водитель не может резко двигаться и преграждать движение остальному транспортному потоку, который он обошел. При осуществлении обгона обязательно соблюдается наиболее безопасная дистанция и динамика движения. Здесь нельзя резко сбавлять скорость и мешать движению обгоняемой машины (делать «подрезку» - народная терминология). При таком раскладе и водитель обгоняемого транспорта не должен создавать помех для обгона.
Запрещенные зоны
Согласно актуальным ПДД, обгонять впереди идущую машину нельзя в следующих местах:
- Перекрестки.
- Пешеходные переходы.
- Переезды с наличием железной дороги.
- Туннели, эстакады, путепроводные зоны.
- Повороты, характеризующиеся повышенной опасностью.
- Участки со специальным запрещающим знаком.
За игнорирование правил действия в каждой указанной зоне к нарушителю применяются штрафные санкции в разных объемах. Здесь много зависит от тяжести поступка и его последствий.
Перекрестки
На их большинстве обгон запрещен. Но есть и некоторые исключения – это нерегулируемые зоны. И водитель, желающий совершить такой маневр, должен следовать по основной дороге.
Здесь важно учитывать и типы перекрестков:
- Т-подобный.
- В форме креста.
- Имеющий разделительную полосу.
- Вариант с движением по окружности.
Еще одна классификация: зоны с контролем и без него. Во втором случае есть разделение на два вида: равнозначные и неравнозначные. Признаки вторых – наличие знака «Главная дорога». Дорого второстепенного значения имеет знак, обязывающий уступать дорогу. Обгон позволен только на основной полосе.
Перед самим перекрестком пунктирная черта преобразуется в сплошную. Наезд на запрещающее обозначение делать нельзя. За это положены штрафные санкции и лишение прав. При обгоне нужно следить, чтобы он начался и завершился до возникновения сплошной.
Когда на пути образуется перекресток на дороге второстепенной значимости, появляется знак с надписью «Уступи дорогу». Детально эту ситуацию отображает следующий рисунок:
Здесь красной машине запрещено обходить коричневую. Такой обгон - нарушение правил ПДД. При данном раскладе требуется уступать дорогу всем автомобилям: и с правой, и с левой стороны, и на встречке.
Если нет контроля над перекрестком, а также отсутствуют знаки – указатели статусов дорог, то это означает, что водитель выехал на зону равнозначных путей. Здесь обгон также производить нельзя. Нужно пропускать преграду с правой стороны. Только в процессе маневра она будет не видна. Эту ситуацию наглядно характеризует следующее изображение:
Здесь бордовая машина хочет обогнать серую модель. При этом в ее обзор не попадет приближение другого автомобиля с левой стороны. Именно он имеет приоритет согласно ПДД.
Обгон на контролируемых зонах также запрещен. Здесь есть светофор, разграничивающий автомобильные потоки и упрощающий движение машин и пешеходов. Здесь обгоны совершенно не разумны и опасны.
Пешеходные переходы
Обгон в этих зонах попал в ранг запрещенных действий в 2014 г. по специальному правительственному постановлению №1197. Ранее его было можно совершать, если в этой зоне отсутствуют пешеходы.
Раздел ПДД 14.2 гласит, что если перед обозначенным переходом, над которым отсутствует контроль, остановилась или сбавила скорость машина, то водители прочих автомобилей, следующих по аналогичному направлению, тоже должны совершить идентичные действия.
Продолжение движения происходит на основе критериев п. 14.1 этих правил.
Переезды ж/д
В ПДД есть п. 11.4, гласящий, что около таких участков запрещено производить обгонный маневр меньше, чем за 100 м до путей.
Здесь есть дилемма четкого вычисления данной дистанции. Чтобы это сделать правильно, следует смотреть на специальные знаки. Они указывают метраж до железной дороги.
Если водитель их игнорирует и объезжает преграду, а затем оказывается на встречной линии, то подобный выезд нарушением правил обгона является однозначно. И за это полагается кара в формате лишения прав и штрафа 1000–1500 руб.
Места лобового столкновения
Таковыми являются мосты, туннели, эстакады и другие подобные объекты. Они характеризуются ограниченностью пространства. Также здесь водителю сложно увидеть другие транспортные средства. И смена полосы происходит всегда с определенным риском столкновения лоб в лоб.
По этим причинам обгон здесь является крайне опасным действием, которое может привести к крупному ДТП с взрывами и человеческими жертвами. И соответственно данный маневр в этих зонах запрещен.
К указанной категории относятся и опасные повороты, вершины подъемов, отрезки трассы со слабой видимостью.
Специальный знак
На некоторых зонах дорог в пределах и за рубежами города совершения обгона считается нарушением. Об этом свидетельствует особый знак, расположенный вдоль проезжей линии. На нем нарисованы два автомобиля, цвет одного – красный, второго – черный.
Игнорирование знака «Обгон запрещен» - нарушение правил. И карается оно санкцией до 5000 руб.
Если данный знак отсутствует, в правилах объективно описаны ситуации, когда не следует идти на обгон.
Рейд по правой стороне
Это одно из самых часто совершаемых незаконных действий. Это грубейшее нарушение правил обгона, штраф за которое достигает 1500-2000 руб. Подобным маневром водитель существенно повышает риск возникновения аварийного положения на дороге.
Сегодняшние критерии четко определяют алгоритм этих действий. До их совершения автовладелец должен удостовериться, что не точно не образует препятствий всем автомобилям, идущим с левой стороны от него. Также необходимо акцентировать внимание на активность движения на встречке.
Если ситуация позволяет производить обгон, не образовывая опасностей на дороге, можно запускать левый поворотник и маневрировать. При этом водитель обгоняемой машины не должен никакими способами препятствовать объезду. В этой ситуации ему нельзя развивать динамику движения, делать свои маневры или так называемые «петли» и подрезки.
Согласно положениям на 2019 г., российское действующее законодательство не отражает данного понятия. Вместо этого введено определение «объезд по обочине». Это тоже нарушение правил обгона, штраф за которое достигает 1500 руб.
Санкции и меры воздействия
За нарушение правил обгона наказание следует обязательно. Чаще всего это денежные взыскания. В более тяжелых ситуациях отнимают права или вовсе лишают свободы.
Так, например, за игнорирование знака, запрещающего обгон, нарушитель обязан заплатить штраф 5000 руб. Если при этом были обнаружен отягчающие обстоятельства, например вождение в пьяном состоянии, то следует конфискация прав на 4-6 месяцев.
Водитель может обжаловать подобные вердикты. Для этого у него есть 10 суток с момента оформления соответствующего акта. Жалоба может подаваться из-за разных аспектов, ущемляющих гражданские права, например:
- сотрудник ДПС превысил свои полномочия;
- в протоколе есть грубые нарушения и несоответствия.
Штраф за неправильный обгон, если водитель на него согласен, должен быть погашен максимум в течение 2 месяцев с момента предъявления законного документального требования.
Если человек не укладывается с выплатой в рамках этого срока, то с ним работают уже судебные приставы, параметры санкции удваиваются. Если подобное воздействие не приносит эффекта, могут применить такие меры:
- Вычет суммы штрафа из зарплаты.
- Ареста собственности нарушителя.
- Запрет покидать страну.
- Тюремный срок.
Сегодня граждане зачастую забывают об имеющихся задолженностях. Поэтому эксперты рекомендуют как можно чаще бывать на сайтах ФССП и ГИБДД. Так можно всегда быть в курсе имеющихся долгов.
Идентичную информацию можно получить и на «Госуслугах». К тому же там есть удобная опция мгновенно погасить все актуальные задолженности.
Есть менее значительные штрафы. Они достигают 1000 – 1500 руб. При этом может и не происходить конфискация прав. Например, это мера за обгон на ж/д переезде. Эти параметры касаются ситуаций без отягощающих факторов.
В 2019 году с нарушителями власти намерены бороться более жестко. Причина - неоправданные маневры в неположенных зонах могут приводить к авариям и гибели людей.
За нарушение правил обгона КОАП (4 ч. ст. 12.15) фиксирует финансовое наказание 5000 руб. или отнимание прав на 4-6 месяцев. Вердикт по степени ответственности определяет суд. И эти меры вступают в силу, когда факт нарушения записала камера.
Вероятность конфискации удостоверения существенно возрастает, когда автомобилист был пойман работниками ГИБДД во время своего незаконного маневра.
Штраф обычно полагается, если только оптика зафиксировала обгон не по правилам.
Если человек повторно совершает аналогичный проступок, у него отнимают права на год.
Оформительский вопрос
Кода инспектор фиксирует обгон, он останавливает автомобиль нарушителя и составляет процессуальный акт.
Даже, если вину водителя доказываются прямые улики, он должен учитывать свои права и настаивать, чтобы сотрудник ГИБДД их соблюдал.
Инспектор, остановив транспортное средство, должен следовать все предписаниям при контакте с автовладельцем:
- Поздороваться.
- Сообщиться свои ФИО и должность.
- Предъявить удостоверение и нумерацию жетона.
- Проинформировать о причине остановки.
- Акцентировать внимание водителя на виде его нарушения.
Дальше составляется специальное постановление (согласно приказу российского МВД №185, изданного в 2009 г) о наложении штрафных санкций. Здесь должно быть важное условие - виновник не оспаривает своего проступка и не протестует против оплаты.
На формуляре данного акта обозначаются:
- Дата его выдачи.
- Данные инспектора: ФИО, звание и должность.
- Информация о нарушителя: ФИО, год рождения, адрес и место трудовой деятельности.
- Статья из закона, предусматривающая подобную меру наказания.
- Время и участок совершения обгона.
- Параметр штрафа.
- Данные о получателе суммы. Требуется для оформления банковского расчета.
- Адрес нахождения подразделения, в котором трудится инспектор, выдавший постановление.
Это документ заполняется в двух дубликатах с подписями обеих сторон. Водитель получает копию. Сотрудник поясняет алгоритм и сроки погашения штрафа и отпускает водителя.
При выявлении обгона можно обойтись составлением протокола. Но это происходит лишь при следующих раскладах:
- Сотрудник ДПС не обладает компетенцией по рассмотрению данного дела.
- Нарушитель не согласен с предъявляемой виной, отказывается заполнять постановление.
- Водителю, совершившему обгон, нет 18 лет, но есть 16.
В акте заполняются следующие графы:
- Дата и место процедуры оформления.
- ФИО инспектора, его звание и должность.
- Данные нарушителя: ФИО, адрес, место рабочей деятельности, контактная информация.
- ФИО, адреса, контакты очевидцев и потерпевших, если они есть.
- Место и время совершения обгона.
- Статья из закона, принуждающая к ответственности за это деяние.
- Пункт ПДД, который был нарушен.
- Письменное объяснение гражданина, сделавшего неправильный обгон, и дополнительные данные для дела, например схема данного нарушения.
- Подписи обеих сторон.
При необходимости задействовать понятых предназначаются особы графы, в которых они могут расписаться. Понятыми могут быть совершеннолетние граждане, совершенно незаинтересованные в итогах дела
Задействованные технические средства в разбирательстве также отражаются на бланке данного акта. Указываются их заводское наименование и серийная нумерация, а также дата метрологического анализа.
Судебные дела по ДТП, случившимся из-за обгонов
Решения в этой сфере различны, как и факты происшествий. Наибольшие сложности возникают с определением инициатора действия. Как правило, оба лица не признают свою вину. Тогда в дело вступает видеотехника и показания свидетелей.
В судебной практике при обоюдном нарушении правил обгона учитываются:
- Есть ли прочие действия водителей вне рамок ПДД и КоАП.
- Участок столкновения. Есть ли на нем разделительная черта и полосы по правой и левой стороне.
- Степень урона машины.
- Динамика обоих автомобилей. Этот параметр вычисляет специальная экспертиза.
В деле могут быть разные нюансы. От них зависит штраф нарушения правил обгона в РФ, а также его распределение между участниками инцидента. Например, если контакт случился на левой полосе, значит, машина, делающая поворот, завершала свой маневр. Обгоняющему участнику следовало подождать или направиться в свою линию. Он этого не сделал. Вывод – он виновник.
Другой вариант: поворачивающий автомобиль врезался в обгоняющую модель. Тогда он является нарушителем. Поскольку подобный урон мог образоваться только при совершении обгона вторым участником. Вина ложится на того, кто повернул.
Если таких явных улик суд не обнаруживает, ответственность равномерно ложится на обоих водителей.