Проходить или не проходить техосмотр: правила и требования, законные нормы, советы
Технический осмотр транспортных средств предполагает проверку, которую проводят на станциях диагностического осмотра с помощью специального оборудования. Если у вас возник вопрос, проходить или не проходить техосмотр, то следует заметить, что эта процедура обязательна для каждого владельца авто. Существуют исключительные случаи, когда диагностика требуется исключительно для приобретения полиса обязательного страхования.
Необходимость прохождения автомобильной диагностики
На сегодняшний день не все транспортные средства должны подвергаться техосмотру. Проходить техосмотр, когда новое ТС относится к категории В, например, можно через три года после его выпуска. Технический осмотр должен проводиться для прицепных и полуприцепных устройств, некоторых иных транспортных средств, но также по прошествии 3 лет с момента начала их использования.
В прошлом, 2018, году были законодательно приняты некоторые изменения, касающиеся процедуры техосмотра.
Из обихода была изъята такая бумага, как талон технического осмотра, взамен нее стали использовать документ под названием диагностическая карта. В ней отражаются все сведения, касающиеся автотранспорта. Кроме того, в нее вносят информацию о выводах, сделанных в ходе ТО, исправность ТС, а также возможность его использования в дальнейшем.
Основные функции диагностики
Основная функция такой диагностики заключается в выяснении технического состояния транспортного средства. При осуществлении диагностики происходит выявление неполадок, которые владелец ТС способен быстро исправить, не понеся каких-либо потерь. Надо ли проходить техосмотр, если машина исправна? По аналогичной причине диагностическое обследование необходимо, чтобы подтвердить исправность техсредства, либо в обратной ситуации, для предотвращения более масштабных поломок и, как следствие, более дорогостоящего ремонта. Автомобили, прошедшие проверку, как правило, не приносят каких-либо неприятностей.
Для ОСАГО
Кроме того, диагностическая карта должна быть в наличии у автолюбителя, желающего приобрести полис ОСАГО. Такой техосмотр автомобиля — обязательный для всех владельцев авто.
Некоторые граждане интересуются вопросом успешного и беспрепятственного прохождения ТС. В первую очередь, следует позаботиться о том, чтобы автомобиль находился в нормальном техническом состоянии, а также чтобы был соблюден ряд требований.
Список документов, необходимых для прохождения процедуры диагностики
Чтобы аккредитованная станция ТО допустила автомобиль к техническому осмотру, его владелец должен предъявить следующие бумаги:
- Свидетельство, подтверждающее государственную регистрацию ТС, либо его паспорт.
- Доверенность на использование ТС (если управление осуществляет не его владелец).
- Водительское удостоверение.
- Паспорт, иной документ, подтверждающий личность.
Как видно, пакет бумаг довольно ограниченный, ничего другого не понадобится.
Что требуется для прохождения ТО?
Для начала водитель должен позаботиться, чтобы его транспортное средство было в исправном состоянии. Также важно, чтобы в наличии был знак аварийной остановки, огнетушитель, аптечка.
Стоит отметить, что медицинские препараты имеют ограниченный срок годности, поэтому важно его проверить у лекарств, находящихся в аптечке.
У огнетушителя также имеются ограничения, связанные со сроками хранения. Проверить их тоже важно.
Нередко автолюбители при приобретении нового автомобиля и перед прохождением диагностического исследования приобретают специальный набор для ТС. Все его содержимое соответствует установленным требованиям.
Трещина на лобовом стекле
Самая частая причина, по которой ТС не проходит диагностический осмотр, – наличие трещины на лобовом стекле автомашины. Подобное повреждение может стать преградой к получению положительного результата после ТО только в том случае, если оно расположено со стороны водителя, причем в зоне движения очистительных щеток для стекол (дворников). Изъян не будет препятствовать техническому осмотру, если он будет находиться в другом месте.
Необходимо помнить, что перед посещением станции ТО автомобиль следует помыть.
Узлы транспортного средства, подвергаемые диагностике при ТО
Правила прохождения ТО автомобилей предполагают проведение полной оценки технического состояния транспортного средства по определенным критериям. Внимание должно быть уделено следующим областям:
- Освещение. Осветительные приборы подвергают визуальному осмотру. По закону запрещается переносить фары. Кроме того, в соответствии со стандартами должны располагаться и углы регулирования.
- Тормоза. Проверке подвергают всю систему торможения. Недопустимо наличие трещин, коррозии, иных повреждений.
- Руль. Специалист станции ТО осматривает и оценивает работоспособность всех функций рулевой колонки. Также диагностируется люфт/подвеска, гидроусилитель.
- Шины/колеса. Повреждений на них быть не должно. Шины, расположенные на одной оси, должны быть одинакового размера. Поверхность дисков должна быть без повреждений и трещин.
- Стеклоочистители обязательно должны быть исправны.
- Двигатель. Оператор СТО измеряет объем опасных веществ, которые выделяются вместе с выхлопом. Он не должен превышать пределы допустимой нормы.
ТО на мотоцикл
Нужно ли проходить техосмотр, если у вас мотоцикл? В последнее время также значительно выросло количество мотоциклов. Вероятно, такая тенденция прослеживается потому, что мотоцикл, в сравнении с авто, намного маневреннее, на нем проще преодолевать пробки. Но эти достоинства могут обернуться недостатками при прохождении ТО. Во время диагностики у мотоцикла проверяют следующие узлы:
- В первую очередь оператор сравнивает VIN ТС, указанный в документах, и номер шасси.
- Осветительные приборы.
- Колеса/шины. Основное внимание уделяют глубине протекторов, она должна быть более 0,8 мм.
- Тормозная система и двигатель.
Требования к проверке технического состояния предъявляются несколько иные, нежели чем к диагностике автомобилей. Предъявляют их только к исправности указанных выше систем. Аварийный знак, огнетушитель и аптечка при ТО мотоцикла не требуются.
Водители мотоциклов после прохождения ТО, как и автовладельцы, получают диагностическую карту.
Нередко автолюбители интересуются, как им следует действовать, если техническую диагностику пройти не удалось. Проходить или не проходить техосмотр повторно? На самом деле все довольно просто. Техосмотр следует пройти снова. Каждому владельцу ТС предоставляется определенный срок, в течение которого он должен устранить неисправности и соблюсти все требования, установленные законодательными нормами.
Автовладельцы вправе сами выбирать пункты ТО, где они будут проходить диагностику. Важно лишь выбирать сервис, который имеет аккредитацию на предоставление подобных услуг. В случае, когда владелец ТС проходит осмотр повторно на той же СТО, что и в первый раз, диагностике будут подлежать только те узлы, в которых были выявлены неисправности.
Оплата повторного ТО
Надо ли платить за повторное ТО? Российским законодательством установлено, что услуга диагностики предоставляется на платной основе. То есть, если автовладелец решает проходить повторный ТО в другом пункте осмотра, то ему придется заплатить за услугу по полной стоимости.
Несмотря на то, что сама диагностика является быстрой процедурой, весь процесс занимает много времени. Причина кроется в том, что в крупных населенных пунктах имеется не так много СТО, имеющих право проводить осмотр и, соответственно, выдавать диагностические карты. Поэтому рекомендуется заранее задуматься о месте и времени прохождения техосмотра. Относительно свободным периодом является лето.
Стоимость техосмотра
Зависит цена диагностики от класса транспортного средства и региона, в котором осуществляется осмотр. В каждом из них стоимость разная. Максимум придется заплатить владельцам ТС 2 и 3 категорий. В среднем, ТО обойдется в 1500 рублей.
Некоторые автолюбители, не желающие тратить время на ТО, пытаются приобретать диагностическую карту без самой диагностики. Так проходить или не проходить техосмотр, просто приобретя диагностическую карту? Подобные действия чреваты большими рисками. За поддельную бумагу можно получить штраф до 30 тыс. рублей, причем, если наступит ДТП, то страховая может отказать в возмещении. То есть всю финансовую ответственность придется нести владельцу фальшивки.
Проходить или не проходить техосмотр — решает каждый водитель самостоятельно. Поэтому основные советы специалистов заключаются в необходимости выполнения ТО только на официальных пунктах диагностики. В остальном, если владелец ТС следит за состоянием своего авто, то диагностика затруднений не вызовет.