Штраф за фаркоп: понятие, необходимость согласования в ГИБДД, правила установки, сумма штрафа и сроки оплаты

Фаркоп является полезным агрегатом для расширения возможностей автомобиля. Однако его использование регулируется государством. Разберемся в тонкостях, чтобы избежать проблем с законом.

Что такое фаркоп и зачем он нужен

Фаркоп представляет собой сцепное устройство для соединения автомобиля с прицепом. Официальное название - тягово-сцепное устройство (ТСУ). Конструкция включает две части:

  • поперечная балка, крепящаяся к раме или кузову машины;
  • шаровой узел на балке для сцепки.

По типу крепления фаркопы делят на:

  1. Фиксированные (сварные) - полностью неотделимы от кузова;
  2. Съемные - оснащены быстросъемной задвижкой;
  3. Условно-съемные (фланцевые) - крепятся болтами к площадке.

Установка фаркопа нужна в первую очередь для буксировки прицепа. Но есть и другие варианты использования:

  • Перевозка мотоциклов, квадроциклов, снегоходов;
  • Установка дополнительных багажников;
  • Закрепление велокреплений и другого оборудования.
    Хромированный шаровой наконечник фаркопа, закрепленный на прочном квадратном креплении, с износом и царапинами.

Требования к установке фаркопа

Установка ТСУ регламентируется техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" (ТР ТС 018/2011). Он устанавливает определенные требования.

Во-первых, сцепное устройство должно иметь сертификат соответствия ТР ТС. Во-вторых, конструкция и способ крепления фаркопа должны соответствовать ГОСТам.

К примеру, ГОСТ Р 53864-2010 регламентирует длину вылета шара, углы его поворота, допустимые нагрузки на ТСУ. Если эти параметры не соблюдены, использовать фаркоп запрещено.

За нарушение требований к установке фаркопа КоАП РФ предусмотрен штраф до 5000 рублей.

Нужна ли регистрация фаркопа в ГИБДД?

Если автомобиль изначально предусматривает возможность установки сцепного устройства, его регистрировать не нужно. Достаточно технической документации:

  • Паспорт ТСУ;
  • Сертификат соответствия.

Регистрация в ГИБДД обязательна если:

  • Фаркоп не предусмотрен конструкцией авто;
  • Используется нестандартное устройство;
  • Есть изменения в электропроводке для розеток.

Это считается техническим тюнингом и требует получения нового одобрения типа транспортного средства.

Регистрация ТСУ производится по определенной схеме:

  1. Получение экспертного заключения о возможности доработки;
  2. Утверждение плана в отделе ГИБДД по технадзору;
  3. Установка и освидетельствование фаркопа;
  4. Получение ПТС и техпаспорта с отметкой.

Стоимость регистрации фаркопа с учетом экспертизы и пошлин составляет около 5000 рублей.

Можно ли ездить на легковом автомобиле с фаркопом без прицепа?

Согласно ПДД, запрещено использование сцепного устройства без прицепа. Шар фаркопа увеличивает габариты автомобиля, что опасно для других участников дорожного движения.

Исключение составляют транспортные средства, оборудованные съемными фаркопами. Их можно легко демонтировать перед поездкой без груза.

Если инспектор ДПС заметит выступающий шар ТСУ без прицепа, водителю грозит штраф 500 рублей согласно ст. 12.5 КоАП.

Нарушение Штраф
Использование незарегистрированного фаркопа 500 руб.
Управление автомобилем с неисправным ТСУ 500 руб.

При повторном нарушении штраф возрастает до 5000 руб. Кроме того, инспектор имеет право задержать транспортное средство и отбуксировать его на штраф-стоянку.

Особенности управления автомобилем с фаркопом

Установка сцепного устройства влияет на ходовые качества и управляемость транспортного средства. Рассмотрим основные моменты.

Во-первых, возрастает полная масса автопоезда, что сказывается на разгоне и торможении. Необходимо выдерживать дистанцию и заранее планировать обгоны.

Во-вторых, при поворотах и маневрировании следует учитывать габариты прицепа. Обязательно контролировать его в зеркалах заднего вида.

Для безопасности рекомендуется выбирать фаркоп и сцепку с запасом по допустимой нагрузке. Не стоит экономить на качестве этих узлов.

Топ-5 лучших фаркопов для легковых автомобилей

Рассмотрим несколько популярных марок тягово-сцепных устройств для легкового транспорта:

  1. Bosal (Европа) - отличается высокой надежностью, удобен в эксплуатации;
  2. Westfalia (Германия) - оптимальное соотношение цена/качество;
  3. МТ-32 (Россия) - простая и недорогая модель для отечественных авто;
  4. Automatic (Польша) - защита от коррозии, 5 лет гарантии;
  5. Oris (Россия) - широкий модельный ряд, установка без сверления.

При выборе обращайте внимание на материал изготовления, толщину металла в силовых элементах, качество покраски, наличие гарантии от производителя.

Установка и эксплуатация фаркопа: вопросы и ответы

Можно ли самостоятельно установить фаркоп?

Да, если автомобиль изначально предусматривает такую возможность. В ином случае требуется получение экспертного заключения.

Нужно ли ежегодно продлевать документы на фаркоп?

Нет, если сцепное устройство прошло регистрацию в ГИБДД и внесено в ПТС автомобиля. Достаточно регулярно проводить техосмотр.

Может ли инспектор ДПС проверить документы на фаркоп прямо на дороге?

Да, сотрудники ГИБДД имеют на это право. Штрафы за фаркоп могут быть выписаны сразу в случае выявленных нарушений.

Страхование автомобиля с фаркопом

При оформлении полиса ОСАГО на автомобиль с ТСУ необходимо указывать этот факт страховой компании. В противном случае есть риски отказа в выплате.

Для полноценной защиты рекомендуется оформлять полис КАСКО с учетом наличия прицепа. Это позволит избежать споров со страховщиком.

Обязательно проверяйте условия договора. Некоторые компании вводят в полис ограничения по массе буксируемого прицепа, типу груза и дальности поездок.

Административное обжалование штрафов за фаркоп

Если вам незаконно выписали штраф за фаркоп, есть несколько вариантов обжалования:

  1. Подача жалобы в вышестоящее подразделение ГИБДД;
  2. Рассмотрение дела в суде;
  3. Обращение к уполномоченному по правам человека.

Для повышения шансов на успех рекомендуется собрать максимум доказательств своей правоты: фото, видео, показания свидетелей.

Нюансы эвакуации и штрафстоянки для ТС с фаркопом

При вынужденной эвакуации автомобиля обязательно сообщите оператору о наличии сцепного устройства и возможности буксировки прицепа.

В таком случае потребуется эвакуатор с усиленной лебедкой и дополнительные страховочные цепи. Стоимость услуги будет выше примерно на 30%.

На штрафной стоянке парковка автопоезда оплачивается как два транспортных средства. Кроме того, действуют ограничения по габаритам прицепа во избежание затруднения движения.

Дорожный знак

Уголовная ответственность за грубые нарушения правил эксплуатации фаркопов

В некоторых случаях административная ответственность может быть заменена уголовной.

К примеру, если незаконные действия с фаркопом привели к ДТП с жертвами, это может квалифицироваться как нарушение ПДД и эксплуатации транспортных средств (ст.264 УК РФ).

Если установка опасного фаркопа была осуществлена ​​в корыстных целях, возможно обвинение в мошенничестве (ст. 159 УК РФ).

Штрафы за прицепное устройство легковом автомобиле

За эксплуатацию прицепного устройства на легковом автомобиле с нарушениями требований безопасности дорожного движения законодательством РФ предусмотрен штраф (ст. 12.5 КоАП).

К таким нарушениям относится, в частности, отсутствие регистрации фаркопа в ГИБДД, если она требуется, использование неисправного ТСУ, управление автомобилем с пустым шаром фаркопа.

Повторное нарушение в течение года влечет более строгий штраф в размере 5000 рублей.

Подготовка документов для регистрации фаркопа

Чтобы зарегистрировать сцепное устройство на легковом автомобиле в ГИБДД, потребуется подготовить пакет документов:

  • Заявление владельца транспортного средства;
  • Паспорт транспортного средства;
  • Свидетельство о регистрации ТС;
  • Заключение аккредитованной лаборатории о возможности внесения изменений в конструкцию;
  • Документы на фаркоп и комплектующие.

Регистрация позволит использовать фаркоп без риска получения штрафа.

Особенности технического освидетельствования автомобиля с фаркопом

При прохождении планового техосмотра автомобиля с установленным ТСУ инспектор уделяет повышенное внимание сцепному устройству.

В частности, проверяется наличие необходимых документов на фаркоп, его техническое состояние, надежность крепления, состояние шара и механизма сцепки.

При выявлении каких-либо неисправностей или несоответствий транспортное средство не допускается к эксплуатации без их устранения.

Рекомендации по безопасной эксплуатации автомобиля с фаркопом

Чтобы обеспечить безопасность при эксплуатации ТС с установленным сцепным устройством, рекомендуется соблюдать следующие правила:

  • Регулярно проверять техническое состояние фаркопа и механизма сцепки;
  • Не превышать допустимую массу буксируемого прицепа;
  • Правильно распределять и крепить груз в прицепе;
  • Соблюдать скоростной режим и дистанцию при движении с прицепом.

Особенности страхования автомобиля с фаркопом

При оформлении полиса автострахования в отношении ТС с установленным ТСУ страховые компании применяют повышающие коэффициенты.

Это связано с более высокими рисками возникновения ДТП и причинения вреда при эксплуатации транспортного средства с прицепом.

Поэтому страховка автомобиля с фаркопом обходится дороже. Размер страховой премии зависит от вида страхования, типа ТС, характеристик прицепа.

Важность соблюдения ПДД при управлении автомобилем с фаркопом

Управляя транспортным средством с установленным ТСУ, особенно с прицепом, водитель должен быть максимально внимателен и строго соблюдать Правила дорожного движения.

Это связано с увеличенными габаритами и измененными ходовыми качествами автопоезда.

Особое внимание стоит уделять соблюдению скоростного режима, безопасной дистанции, контролю прицепа при маневрировании.

Перспективы ужесточения ответственности за нарушения в сфере эксплуатации фаркопов

В последнее время обсуждается вопрос об усилении административной и уголовной ответственности за грубые нарушения в области требований к установке и использованию сцепных устройств.

В частности, предлагается ввести такие меры, как конфискация транспортного средства, аннулирование водительского удостоверения, увеличение размеров штрафов.

Такие нововведения призваны повысить общий уровень безопасности на дорогах.