Тонировка передних стекол: соответствие ГОСТу, светопропускная способность, сумма штрафа за превышение нормы и сроки их оплаты

Тонировка автомобильных стекол - популярная услуга, которой пользуются миллионы автовладельцев в России. Однако законодательство в этой сфере достаточно строгое. Разберемся, что можно, а чего делать категорически нельзя.

Цели и преимущества автомобильной тонировки

Почему люди все-таки идут на риск и тонируют стекла, несмотря на возможные штрафы? Давайте разберем основные причины популярности этой услуги.

  • Защита салона от перегрева. Тонированные стекла задерживают до 60% тепловой энергии.
  • Сохранность вещей в автомобиле. Через тонированные стекла сложно рассмотреть, что лежит на сиденьях.
  • Меньшее выгорание обивки салона и пластика. Тонировка блокирует ультрафиолет.
  • Тонировка передних стекол усложняет разбитие и выбивание стекол - они становятся прочнее примерно на 10-15%.

Однако, помимо плюсов, есть и минусы:

  1. Ухудшение видимости на дороге, особенно в темное время суток.
  2. Невозможность контролировать дорожную обстановку через боковые зеркала.
  3. Повышенная утомляемость глаз из-за неравномерного освещения.

По данным социологических опросов, около 65% автолюбителей считают, что плюсы все-таки перевешивают. Хотя каждый пятый водитель относится к тонировке настороженно из-за проблем с видимостью на дороге.

Какая тонировка разрешена по российскому законодательству

Чтобы разобраться, какую тонировку можно клеить на передние стекла, давайте обратимся к основному нормативному акту в этой сфере - техническому регламенту Таможенного союза ТР ТС 018/2011.

Ветровые стекла и стекла, через которые обеспечивается передняя обзорность для водителя, должны иметь светопропускание не менее 70%.

То есть, тонировка на передние стекла разрешена, но в пределах этого порога. Для всех прочих стекол ограничений нет. Также важно, что запреты касаются именно светопропускания, то есть количества света, проходящего сквозь стекло. Цвет пленки значения не имеет.

Опираясь на эти базовые нормы, можно сделать вывод, что допустимая тонировка передних стекол - это пленка, пропускающая не менее 70% видимого света. Более темная тонировка уже будет считаться нарушением.

Допустимый процент тонировки

Итак, мы выяснили, что по закону разрешенная тонировка передних стекол должна пропускать, как минимум, 70% света. А если посмотреть шире - то вот основные нормативы:

Тип стекла Минимальный % светопропускания
Лобовое 70%
Передние боковые стекла 70%
Тонировка разрешена на задние стекла Не регламентируется при наличии зеркал

Как видно, тонировка разрешена вообще без ограничений только на задние стекла. При условии обязательного наличия зеркал заднего вида.

А вот на переднюю часть автомобиля тонировать можно, но аккуратно. Чем выше процент пропускания света, тем лучше для безопасности и комфорта вождения.

Далее мы подробно разберем, какие штрафы грозят за превышение этих нормативов, как проходит проверка тонировки инспекторами ГИБДД и другие важные аспекты, связанные с тонировкой передних стекол автомобиля.

Инспектор ДПС проверяет тонировку автомобиля тауметром

Проверка тонировки инспекторами ГИБДД

Для замера светопропускания стекол инспекторы используют специальный прибор - тауметр. Он должен быть внесен в госреестр средств измерений и иметь действующее свидетельство о поверке.

Если хотя бы одно из этих условий не соблюдено, результаты замеров будут незаконными, их нельзя использовать для оформления штрафа.

Порядок проверки тонировки ГИБДД

  1. Инспектор останавливает автомобиль и просит предъявить документы.
  2. Осматривает салон и определяет наличие тонировки или посторонних предметов на стеклах.
  3. Делает контрольные замеры тауметром в нескольких точках каждого стекла.
  4. Фиксирует полученные значения светопропускания в протоколе проверки.
  5. Сравнивает результаты с нормативами техрегламента.
  6. При обнаружении нарушений составляет постановление о штрафе.

Расчет размера штрафа за незаконную тонировку

Штраф за тонировку, не соответствующую нормативам, составляет 500 рублей. Это минимальная сумма согласно КоАП.

Если водитель отказывается оплачивать штраф, ему грозит:

  • Повторное оформление штрафа при каждой новой поездке;
  • Административный арест до 15 суток;
  • Обязательные работы до 50 часов.

Способы оспорить штраф за тонировку

Если водитель не согласен с решением инспектора ДПС, у него есть право обжаловать постановление о штрафе. Это можно сделать двумя способами:

  1. Написать жалобу в ГИБДД на имя руководителя регионального подразделения.
  2. Подать иск в районный суд по месту совершения правонарушения.

Практические советы по тонировке

Чтобы свести риски к минимуму, при выборе автомобильной тонировки лучше придерживаться таких правил:

  • Доверять только проверенным фирмам, работающим официально.
  • Требовать от исполнителя документы о качестве пленки и гарантийные обязательства.
  • Избегать сомнительных "скидок" - возможно, режут на качестве.
Водитель регулирует степень затемнения электронной тонировки на лобовом стекле автомобиля

Особенности вождения автомобиля с тонированными стеклами

Наличие тонировки накладывает определенные ограничения на водителя. Особенно это касается управления транспортным средством в темное время суток.

Из-за снижения обзорности и видимости рекомендуется:

  • Снижать скорость движения, особенно на поворотах и перекрестках;
  • Увеличивать дистанцию для большей безопасности;
  • Чаще включать ближний свет фар;
  • Быть крайне внимательным к пешеходам и велосипедистам.

Влияние тонировки на работу автомобильных систем

Современные автомобили оснащены различными датчиками, использующими оптические сигналы. Например:

  • Датчики света для автоматического включения фар;
  • Камеры кругового обзора;
  • Системы автоматического затемнения зеркал.

Из-за тонировки такие системы могут работать некорректно или вовсе отказывать. Это стоит учитывать при выборе варианта тонировки.

Освещение в салоне при тонированных стеклах

Чтобы компенсировать снижение светопропускания, на автомобиле с тонированными стеклами рекомендуется:

  1. Заменить лампы освещения салона на более яркие.
  2. Установить дополнительные источники света, например, светодиодные ленты.
  3. Использовать накладки со светоотражающим покрытием на ручках и кнопках.

Выбор тонировочной автомастерской: критерии и нюансы

Чтобы получить качественную услугу по автотонировке, выбирая исполнителя обращайте внимание на такие моменты:

  • Наличие оформленного, оборудованного помещения, а не подвала или гаража;
  • Возможность предоставить документы о качестве материалов и гарантийные обязательства исполнителя;
  • Отзывы реальных клиентов, желательно с фото выполненных работ.

Вопросы и ответы по тонировке автостекол

Рассмотрим несколько типичных вопросов от автовладельцев по теме тонировки:

  1. Можно ли избежать штрафа, если при виде инспектора ДПС убрать тонировку или опустить стекла? Ответ: нет, так как фиксируется уже совершенное нарушение.
  2. Можно ли провозить в салоне разрешение на тонировку и избежать таким образом штрафа? Ответ: нет, поскольку таких разрешений в принципе не существует.

Особенности эксплуатации автомобиля после тонировки

После нанесения пленки или установки шторок требуется выдержать автомобиль некоторое время перед эксплуатацией. Это нужно для полной полимеризации клея и правильного закрепления пленки на стекле.

Как правило, рекомендуемый срок составляет:

  • 24 часа - не мыть машину и не открывать двери или окна;
  • 48 часов - не разгоняться свыше 50 км/ч;
  • 72 часа - не мыть с использованием механических щеток.

Влияние тонировки на нагрев и остывание салона

Тонировка влияет на температурный режим внутри автомобиля. Летом салон медленнее нагревается, а зимой быстрее остывает.

Это объясняется тем, что тонировочная пленка отражает до 60% световых лучей, уменьшая тем самым нагрузку на кондиционер.

Типичные нарекания автовладельцев после тонировки

Иногда после тонировки у клиентов возникает неудовлетворенность качеством. Чаще всего это проявляется в таких жалобах:

  1. "Пленка быстро пожелтела, потеряла презентабельный вид";
  2. "На солнце видны разводы, пузыри и полосы на пленке";
  3. "Неравномерное затемнение стекол в светлое и темное время суток".

Такие эффекты могут возникать при использовании дешевых материалов, нарушении технологии монтажа или эксплуатации автомобиля.

Правила ухода за тонировочной автопленкой

Чтобы тонировка как можно дольше сохраняла товарный вид и функциональные качества, необходим правильный уход за ней:

  1. Аккуратная ручная мойка стекол мягкой губкой не реже 1 раза в 2 месяца;
  2. Использование специальных автошампуней с защитой от ультрафиолета;
  3. Полировка 1-2 раза в год полиролями для тонировочной пленки.

Вопросы по уходу и эксплуатации тонировки

Рассмотрим еще несколько распространенных вопросов автовладельцев:

  • Можно ли мыть машину с тонированными стеклами на автоматической мойке? Ответ - можно, но аккуратно, без применения щеток.
  • Сколько лет может прослужить качественная автотонировка? Ответ - от 5 до 8 лет при соблюдении правил эксплуатации и ухода.

Влияние тонировки на оформление полиса ОСАГО

Наличие тонировки на автомобиле напрямую не влияет на стоимость полиса ОСАГО. Страховщики при расчете тарифа ориентируются на другие факторы:

  • Мощность и возраст автомобиля;
  • Водительский стаж и аварийность региона;
  • Период и условия эксплуатации ТС.

Однако косвенно тонированные стекла могут сказаться при урегулировании страхового случая. Например, если тонировка повлияла на ДТП или затруднила фиксацию обстоятельств произошедшего.

Порядок страховой выплаты при ДТП с участием автомобиля с тонировкой

Процедура урегулирования убытка при аварии с тонированным авто не отличается от стандартной. Застрахованный должен:

  1. Сообщить о ДТП в ГИБДД и получить справки по его факту;
  2. Уведомить страховую о случившемся и заявить требование о выплате;
  3. При необходимости провести независимую экспертизу обстоятельств ДТП.

Отказ страховой выплаты при ДТП из-за незаконной тонировки

Если тонировка автомобиля не соответствует нормативам, страховая компания может отказать в выплате. Основаниями для отказа могут послужить:

  • Нарушение водителем ПДД в части обзорности и освещенности;
  • Невозможность собрать полную картину ДТП из-за ограниченной видимости через стекла;
  • Недоказанность первоначальной версии о характере и причинах аварии.

Экспертиза и оценка степени вины при ДТП с тонированной машиной

Чтобы не допустить проблем с выплатой по ОСАГО, водителю тонированного автомобиля после ДТП желательно инициировать проведение комплексной экспертизы.

Как правило, эксперты дают заключения по таким аспектам:

  • Техническое состояние ТС до и после ДТП;
  • Работоспособность систем активной безопасности;
  • Видимость с места водителя и соответствие нормам ПДД.